Информбистро «Газовой войны удастся избежать»
Персоны
Энергетические итоги года. Гость Николая Осипова в студии «Вестей ФМ» – гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.
СИМОНОВ: Вы знаете, что газовые переговоры шли до конца уходящего года, и шли они достаточно непросто. И накануне руководство «Нафтагаза» заявило о том, что пока ещё соглашение не достигнуто и есть расхождения в позициях сторон, поэтому и возникло такое нервное окончание этого газового года, когда, казалось бы, вроде бы ударили по рукам, и принципиальное соглашение было достигнуто, но, тем не менее, оказалось, что со стороны Украины есть определённые сложности. Объясню, почему это возникло и почему это не является чем-то неожиданным, на самом деле.
Главное преимущество того, что соглашение всё-таки состоялось... Будем исходить пока из того, что сегодня переговоры коммерческих компаний завершатся всё-таки тем, что подписи появятся под этим соглашением. Так вот, главное преимущество заключалось в том, что мы избежали бы в целом – и надеюсь, избежим – сценария газовой войны, потому что перекрытие транзита через Украину после такого конфликта, который был бы неизбежен, означало бы серьёзные репутационные потери для «Газпрома». Потому что мы помним по 2009 году, как бы мы ни были правы и какие бы аргументы ни были бы у нас в запасе, тем не менее, нас всё равно обвинили бы там в агрессивных, жёстких, неправильных действиях, что мы вот такие нехорошие: наказали Украину, перекрыли транзит. А поскольку рынок конкурентный, конечно репутация – это тоже достаточно серьёзный актив, очень серьёзный актив. И в этом плане то, что мы пытаемся избежать этого конфликта, это очень правильный подход. Нас вот в 2009 году критиковали, что мы пошли на такие жёсткие меры, хотя, по большому счёту, у нас особых альтернатив не было.
Но при этом на самом деле и Украина была очень заинтересован в том, чтобы соглашение было подписано, и особенно в этом был заинтересован президент Зеленский. Почему? Потому что (мы это тоже и у вас на радиостанции разбирали подробно) ситуация на Украине такова, что без транзита российского газа Украине пришлось бы очень серьёзно перестраивать поставки газа на восток страны, в центр страны и даже на юг страны – в Одесскую область. Просто это связано с тем, что Украина всё равно потребляет российский газ, которые пересекает российско-украинскую границу, но за счёт кольцевой трубы, которая ест на российско-словацкой границе, она накручивает счётчики и говорит о том, что якобы она этот газ...
ОСИПОВ: Не наш.
СИМОНОВ: ...Берёт по реверсу. Хотя физически она его потребляет здесь, но формальности соблюдены, счётчики показывают нужные объёмы. Но если не будет реверса, тогда эта схема с карусельным, виртуальным реверсом она, к сожалению, для Украины не работает. Поэтому перед Украиной маячила перспектива очень неприятной зимы, и Зеленский это прекрасно понимал. Тем более что Зеленский президент, который пришёл под прямо противоположными лозунгами, ну, я имею в виду по сравнению с предыдущим президентом Украины. Порошенко ведь делал акцент не на экономику, а на политические ценности.
Полностью слушайте в аудиоверсии.