Авторские материалы Кинолента на сцене: спектакль «Причал» по сценарию Геннадия Шпаликова расскажет историю неснятого фильма
Персоны
Неснятый фильм поставили на сцене. Театр «Человек» представляет спектакль «Причал» по сценарию Геннадия Шпаликова – кинопроект так и не был запущен. Трагическая история романтического сюжета рассказана без купюр и сантиментов. Герои путешествуют по миру чувств и по ночной Москве на фоне кадров исчезающего лета. На спектакле побывала корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова.
Сначала – о грустном. В прологе к спектаклю четверо артистов – они потом разыграют кино по ролям – приглашают зрителей в прошлое: 60-е, весна, Москва. Молодой и талантливый Геннадий Шпаликов пишет сценарий про бесконечную влюбленность, жажду радости и неизбежность печали. Картина была запущена на "Мосфильме". Но трагический уход из жизни режиссера Владимира Китайского прервал работу. Ломаная судьба неснятой киноленты стала метафорой новой реальности. Говорит режиссер спектакля Даниил Чащин:
ЧАЩИН: Конечно, это Москва сказочная, Москва-невеста, лирическое настроение: поливальные машины, мокрый асфальт, желтый светофор в ночи, который мигает, молодежь гуляет по улицам… Это оттепель! И мне хотелось это ощущение как-то подманить – когда жить хорошо, но как жить – совершенно непонятно. И вот эта оттепель, которая вот-вот сменится заморозками… Мне кажется, все это уже ощущали, когда происходит такое легкое удушье, когда следующий день чуть хуже, чем предыдущий, и что в будущем – не очень понятно.
Все крутится вокруг героини по имени Катя. Озорная, непредсказуемая, лучистая – она то вплавь догоняет баржу, идущую по Москве-реке, то спасает от тоски знаменитого укротителя львов. Известно, что Шпаликов писал свою Катю для Светланы Светличной – но на "Мосфильме" актрису не утвердили. Решили попробовать юную Марианну Вертинскую, но 17-летнюю девочку не отпустила сниматься строгая мама. Поиски актрисы затянулись. А потом уже стали неактуальны. О своей героине говорит участница спектакля Арина Постникова:
ПОСТНИКОВА: Катя – чистая душа, светлая, притягивает такие же чистые, светлые души. Кто-то кается, кто-то, как солдаты, обретает надежду встретить любовь. И она влюблена в шкипера, она влюблена в жизнь, она влюблена в укротителя, в солдат, в летчика, в эту собаку. Она любит все, что ей жизнь эта преподносит. Она любит эту Москву и любит возможность удивляться каждому новому открытию.
Чернильным мазком в акварельной картине сценария выписан Катин жених – шкипер. Резкий, ершистый парень с железными мышцами, нежным сердцем и оголенными нервами. Худсовет настаивал, чтобы Шпаликов изменил героя. Сделал его «причесанным», «гладким», логичным. Но тогда история получилась бы слишком розовой и бесхребетной, уверен участник спектакля Андрей Савостьянов:
СЕВОСТЬЯНОВ: При запуске картины очень большие нарекания вызывала линия шкипера. Это тоже сыграло свою роль в самоубийстве Владимира Китайского, потому что им со Шпаликовым приходилось много-много раз переписывать сценарий – сначала по указаниям с "Мосфильма", потом – из "высших сфер". Если бы этой линии не было – работа получилась бы совсем приторной. Это же легкая, воздушная, прекрасная Москва. Но без горчинки шкипера она бы просто не сработала – ну как можно варенье играть!
Фоном к спектаклю идет кинохроника. В одном из кадров заразительно смеется юная девушка: в глазах – светлячки, волосы треплет ветер… А в другом – стремительно и свободно разливается под солнцем Москва-река. Эпилогом к «Причалу» служит мини-выставка фотопроб, документов и рукописных страниц сценария киноленты.