Картинка

Авторские материалы «Садко» приплыл в Большой: ГАБТ погрузит зрителей в бездну нераскрытых смыслов

14 февраля 2020, 18:38

Персоны

В Большом поют «Садко». Главный театр страны представляет знаменитую оперу Римского-Корсакова. Машина времени в былинном сюжете, соцветие великих живописцев в декорациях, знаменитые солисты и мощная удаль лучшего хора мира – все это на Исторического сцене театра. На спектакле побывала корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.

Это – фантастика! Человек попадает на дно морское. И там свободно дышит, поет и пляшет, влюбляется и грустит. История гусляра Садко однажды пленила композитора Римского-Корсакова – море он обожал так же, как музыку. Однако к созданию оперы шел более 10 лет, усердно редактировал исходное либретто. И в итоге – сочинил шедевр, в котором бездна нераскрытых смыслов, уверен режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Черняков.

ЧЕРНЯКОВ: Мне кажется, у этой оперы есть сформировавшаяся ложная репутация – что-то такое огромное, былинное, далекое, грандиозное. В общем-то, мы в этом спектакле пытаемся сделать так, чтобы от этого клише из учебника отойти. Там очень много всего – и психологии, и характеров. Они очень живые, мы про них что-то такое поймем. Очень много чего узнаем про себя. Несмотря на то, что это, как принято канонически, большая, былинная опера.

С одной стороны – все “по классике”: подводный мир изобилует красками, фольклорные герои щеголяют удалью. Морской царь – с посохом и бородой, а скоморох – при гуслях и с бубенцами. С другой стороны – Садко и остальных героев доставляют в пучину волн чуть ли не на машине времени. Рассказывает исполнитель главной партии Нажмиддин Мавлянов.

МАВЛЯНОВ: Конечно, это – совершенно другой образ, очень современный. Видение очень современное, потому что, представьте: вот человек, не очень уверенный в себе, у него, возможно, какие-то проблемы семейные с женой, и вот он приходит, чтобы получить эмоции, получить опыт, чтобы стать сильнее. Он очень разный, у него очень быстрая смена настроения. Он, как говорится, то на коне, то без. То воодушевлен, то – буквально секунда – и тут опять над ним все смеются.

«Стать сильнее» Садко помогают новгородские старшины, да воеводы. И обитатели дна морского. С одними он меряется силой, с другими – восседает за чаркой. Но главное испытание для гусляра – неземной красы девица Волхова, сладкоголосая певунья и изящная плясунья. О том, чего ей стоило «очаровать» Садко, рассказывает исполнительница партии Аида Гарифуллина.

ГАРИФУЛЛИНА: Это требует больших сил, больших затрат энергии, хорошей физической подготовки. Тебе приходится бегать, прыгать, танцевать. В этой партии у меня есть момент очень красивый, где я, как балерина, делаю движение Жизель. Это очень красиво, но после этого ты должен успеть отдохнуть, восстановить свое дыхание и начать петь колоратуры, верхушки, к которым обычно мы подходим в более спокойном ритме, когда нам не приходится делать такие физические упражнения.

Фольклорные переливы, феерия хора, былинный речитатив: партитура «Садко» – одна из самых сложных в русской опере. Декорации к новой постановке созвучны творению Римского-Корсакова по размаху и яркости. Картины знаковых живописцев – от Коровина до Рериха – создают диковинный мир подводного царства.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация