Авторские материалы Пинца вам не пицца: необыкновенный спор итальянцев в России
Персоны
Итальянцы дерутся из-за пиццы. В Москве ресторатор из Италии обвинил коллег в незаконном использовании названия «пинца». Оно было зарегистрировано им как товарный знак. Это возмутило его соотечественников – ведь это блюдо национальное, все равно что борщ; его нельзя присвоить. Но суд считает иначе. О битве за пиццу расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Вера Десятова.
Итальянские рестораторы в России не могут поделить название национального блюда. Главное отличие пинцы от пиццы – это тесто. Оно замешивается из трех видов муки: рисовой, соевой и пшеничной и выдерживается 72 часа. Это позволяет получить более насыщенный вкус и воздушную текстуру. Кроме того, эта пицца, как правило, овальной формы и разрезается не на треугольники, а на квадраты.
Первым пинцу в Россию привез итальянец Валентино Бонтемпи около 6 лет назад. Он заявляет, что якобы «переизобрёл» старинный рецепт, поэтому запатентовал его под названиями «пинца». Спустя несколько лет другой итальянец открыл в Москве заведение, в названии которого как раз было это блюдо. Вскоре он получил претензию: использовать слово «пинца» в названии и меню нельзя. В случае отказа убрать с вывески слово Бонтемпи пообещал обратиться в суд и взыскать по 5 миллионов рублей за каждое заведение.
Разбирательства тянутся несколько лет. В 2018 рестораторам удалось оспорить товарные знаки в Палате по патентным спорам, и слово «пинца» на территории России можно было использовать свободно. Но тогда Бонтемпи пошел в суд по интеллектуальным правам, который отменил решения Роспатента, вернул товарные знаки, а на использование названия вновь наложил запрет. Руководитель портала «Копирайт.ру» Василий Терлецкий считает, что пока действует регистрация товарного знака, оспорить это будет сложно.
ТЕРЛЕЦКИЙ: Если это название не является общеупотребительным, это значит, что оно может быть зарегистрировано. Но использовать такие названия, пока действует регистрация товарного знака, никто не имеет права. Оспорить регистрацию товарного знака вряд ли возможно.
Владельцам ресторанов пришлось сменить название. Пиццерия провела ребрендинг и скрыла несколько букв в слове «пинца», а также предложила другим заведениям сделать так же в знак протеста. В спор пришлось вмешаться Федерации рестораторов и отельеров России. Там состоялся круглый стол, посвященный охране интеллектуальных прав в ресторанном бизнесе. Бонтемпи не явился, заявив, что считает недопустимым публичное обсуждение вопроса. Управляющий партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Виктор Осипов считает, что правда – на стороне Бонтемпи, раз в суде не удалось доказать обратное.
ОСИПОВ: Если он зарегистрировал как товарный знак, то оспаривать надо саму регистрацию. Поэтому если уж это название зарегистрировано, то, скорее всего, оно не является общеупотребимым, у него есть право использовать его.
Итальянцы не согласны, что пинца – это уникальное название, которое принадлежит их соотечественнику. В суде они показывали кулинарные книги и путеводители по Италии, в которых рассказывается о блюде. Попытки Бонтемпи приватизировать римскую пиццу теперь сравнивают с регистрацией прав на пельмени и борщ. Но точка в этом деле еще не поставлена. Дело пока находится в Верховном суде.