Осторожно: дети «Ниточка от школьного конфликта всегда ведёт к семье»
Персоны
ЧП в школах. Гость Гии Саралидзе и Владимира Аверина в студии "Вестей ФМ" – уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.
МИШОНОВА: С начала года мы начали большой такой пул: я встречаюсь как раз с классными руководителями, с директорами школ. То есть собирается в зале по 250-300 человек, и мы разговариваем про всё, начиная от безопасности в школе и за её пределами, большая для нас и такая, ну, будем говорить, болезненная тема детских суицидов, которые мы тоже пытаемся профилактировать и предотвращать. Ну и, конечно же, речь заходит практически обо всём, включая и как раз то, о чём вы говорили: что педагоги сами, надо отдать им должное, признают, что, безусловно, особенно классные руководители, всегда – всегда практически! – замечают, что с ребенком что-то не так. Что у него изменилось поведение, что у него изменилось отношение к учёбе, что у него изменилась, будем так говорить, эмоциональная составляющая, характер. И всегда, когда ты вот проигрываешь ситуацию от начала и до конца, неважно, это там попытка суицида, скулшутинг как раз, всё время ниточка приводит к семье. Потому что как раз из семьи, когда что-то не так в семье, это, безусловно, влияет на жизнь и поведение ребенка.
Но бывают случаи, например, что в школе ребенок подвергается унижению, травле, буллингу, ну, сейчас так это называется, и при этом он не находит поддержки в семье. Когда он приходит домой и говорит родителям, то родители либо не обращают на это внимания, либо считают, что это подростковый возраст – пройдёт, либо там сами разберутся, либо вообще просто элементарно родителям не до этого. И такие случаи постоянны. То есть если ты начинаешь раскручивать любую историю с ребенком, если он ведёт себя как-то неподобающим возрастом... а мне много приходят, кстати, обращений, что вот примите меры: один ребенок терроризирует весь класс, что же это такое. При этом родители не реагируют ни на какие замечания учителей, не хотят, чтобы с ребенком поработал психолог. А я знаю, почему не хотят. Потому что там в семье что-то не так. Не может 3-классник приходить и делать неприличные вещи по отношению к детям. Значит, он такие же или похожие вещи видит у себя дома. Я в этом убеждена.
Но когда мы проводили опрос, например, по конфликтной среде в школе, удивительная история: 33% наших детей, подмосковных (ну, это в принципе мы бьёмся с российской статистикой), признают, что они знают, что такое травля, наблюдают это каждый день, По отношению к одежде, национальности, внешнему виду: худой – не худой, – ну и так далее, так далее, так далее. 15% детей (умножьте сразу на два, потому что это только те, кто признаётся в опросах) говорят, что сами жертвы буллинга и травли. И только – внимание – 8% учителей говорят, что это действительно есть в школах. Что действительно что-то наподобие они наблюдают. Но это же неправда! Это неправда. Но, с другой стороны, есть объективная вещь: учителя невозможно загружены! Невозможно загружены несвойственными им делами.
Полностью слушайте в аудиоверсии.