Авторские материалы ОСАГО для дронов: сколько будем платить?
Персоны
В России может быть введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев дронов – по аналогии с ОСАГО для водителей. Соответствующие поправки в законодательство сейчас готовятся. Их вскоре рассмотрят в Минтрансе. Во что может вылиться владение квадрокоптером? И коснется ли новый закон всех дронов? В этих вопросах разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Теоретически любой дрон, даже весом в несколько сотен граммов, может считаться беспилотным воздушным судном, так как он находится в воздухе и управляется так называемым внешним пилотом. А значит, такой квадрокоптер должен соблюдать правила, прописанные в Воздушном кодексе. Правда, существует требование обязательной регистрации дронов со взлётной массой свыше 250 граммов. А более легкие аппараты не подлежат учету. Пока регистрацию прошли только 15 тысяч коптеров. Хотя их – гораздо больше. По оценкам экспертов – до одного миллиона. Это вместе с самыми легкими беспилотниками.
В определенных случаях квадрокоптеры могут принести вред – столкнуться в воздухе с другим воздушным аппаратом, упасть на какое-то строение или на автомобиль, наконец, свалиться на чью-то голову. Точных статистических данных на этот счет нет. Но подобные случаи уже были. А значит, есть потребность в страховании. Тем более, что в Воздушном кодексе такое требование присутствует.
Однако есть проблема. Согласно тому же Кодексу, величина страховой суммы для летательных аппаратов должна рассчитываться исходя из веса воздушного судна. Два минимальных размера оплаты труда – за килограмм максимальной взлетной массы. Причем МРОТ в этом случае составляет только 100 рублей. То есть обязательное страхование дрона весом в 1 килограмм должно покрывать риски ущерба всего на 200 рублей. Страховая премия, естественно, будет еще меньше. Поэтому фактически никто этим сейчас не занимается – ни владельцы коптеров, ни страховые компании, говорит руководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы «Аэронет» Сергей Жуков. Его организация готовит законопроект, который вскоре будет обсуждаться в Минтрансе.
ЖУКОВ: Что касается страхования гражданской ответственности, то таких примеров немного. Буквально единицы. Мы подготовили проект федерального закона. Возможно, это будут изменения Воздушного кодекса. Речь идет об уточнении системы, установлении какого-то нижнего потолка обязательных платежей.
То есть речь идет о том, чтобы сумма покрытия подобного полиса была существенно выше 200 рублей. Пока нет единого мнения по поводу минимального веса коптера, владелец которого будет обязан страховать свою гражданскую ответственность. Скорее всего, самые легкие аппараты выведут из под действия такой нормы, продолжает Сергей Жуков.
ЖУКОВ: Градация, которая существует в Российской Федерации, достаточно проста. 250 граммов – 30 килограммов. И свыше 30 килограммов. Возможно, придется говорить о какой-то более тонкой градации. Пока мы начинаем с этих планок. До 250 граммов нет регистрации, нет учета, а значит, нет и необходимости страхования. Свыше 250 граммов – есть. Но, повторю, видимо, нужна более тонкая градация. Аппарат весом в 1 килограмм, в 3 килограмма при приличной скорости может причинить существенный вред имуществу и нанести вред здоровью и жизни человека.
Конкретный размер возмещения и стоимость полиса пока не обсуждается. Все это еще предстоит согласовать со страховыми компаниями, которые воздерживаются от комментариев. Некоторые эксперты говорят, что страховщикам будет выгодно заниматься такими продуктами, если лимит ответственности будет установлен в районе одного миллиона рублей. Тогда и за полис можно брать несколько тысяч. При этом размер страховки можно увязать с весом квадрокоптера. На Западе в некоторых странах, к примеру, лимит страховки гражданской ответственности для владельцев беспилотников составляет несколько сот тысяч долларов.
Еще один вопрос – штрафные санкции. Водителей, напомню, штрафуют за отсутствие полиса ОСАГО. Но о планах внести такую же статью в КоАП для владельцев беспилотников ничего не известно.
Добавлю, что по действующим правилам дроны весом менее 30 килограммов могут свободно летать на высоте до 150 метров в пределах прямой видимости, в светлое время суток. И только там, где это не запрещено. То есть нельзя запускать квадрокоптеры вблизи аэродромов. А также в местах, где проводятся публичные мероприятия. Там полеты возможны, только если есть специальное разрешение.