Авторские материалы Украл или взял покататься? ВС разъяснил, что такое угон автомобиля

3 марта 2020, 14:26

Персоны

Проникновение в чужую машину уже считается угоном. Даже если злоумышленник хотел лишь погреться в автомобиле. Верховный суд сделал очередное разъяснение – чем угон отличается от кражи, тем самым показав, что без 166 статьи Уголовного кодекса "Угон автомобиля" никак не обойтись. Логику верховных судей проследил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Верховный суд вновь обратил внимание на разницу между угоном и кражей автомобиля. Для собственника машины разницы нет никакой – в любом случае он остается без машины. А для квалификации преступления разница огромная. Поэтому не утихают споры вокруг того, нужно ли вообще наказание за угон автомобиля. Однако практика показывает, что без этой статьи угонщики просто и легко уходили бы от ответственности. Проникновение в чужую машину без ведома ее хозяина – уже угон. Даже если машина не завелась.

Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к 3 годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.

По показаниям свидетеля, который и вызвал полицию, Полев вскрыл сначала одну, а потом вторую машину. Когда полицейские подошли к месту, они увидели, как злоумышленник, заметив их, вылез из машины и вместе с приятелем, стоявшим неподалеку, стал удаляться. При этом что-то выкинул (как потом выяснилось, две отвертки и пневматический пистолет). Полицейские также услышали, как приятель говорил Полеву: "Лучше бы поехали на такси".

Собственники машин, подошедшие на место преступления, обнаружили свои автомобили вскрытыми, со сломанными дверными замками и оборванными проводами зажигания. Первую машину преступнику не удалось завести, потому что сработало противоугонное устройство. Вторую – потому что во дворе показались полицейские. Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит – приговор за покушение на угон вынесен справедливо.

Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья "Угон".

Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.

Часть 1 статьи 166 Уголовного кодекса предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы. А кража предусматривает градацию в зависимости от причиненного ущерба. То есть если украли ВАЗ-2107 – старенькую "семерку", то по этой статье автовору грозит лишь до 2 лет лишения свободы.

Угонщики часто действуют организованными группами: один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.

В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью "Угон" и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу машины в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров... Но, по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.

Наказание за угон любой машины – до 5 лет лишения свободы. А за кражу ВАЗ-2107 по соответствующей статье вор получит не больше 2 лет. При этом эксперты рынка систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона как кражу: человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению – подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины. Поэтому от статьи "Угон" никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация