Картинка

Авторские материалы Предупредить и предотвратить: о новых электронных помощниках водителей

7 марта 2020, 06:58

Персоны

Резкое снижение уровня смертности в ДТП невозможно без совершенствования конструкции автомобиля. По словам заместителя главы ГИБДД Олега Понарьина, речь идет о различных электронных помощниках. В России уже разработан новый ГОСТ, касающийся системы, которая помогает водителю разобраться в дорожной ситуации – следить за скоростью, знаками, разметкой и светофорами. Документ должен быть утвержден до конца года. В его деталях разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

ГОСТ содержит требования к автомобильным системам, информирующим водителя о дорожных знаках, разметке и сигналах светофоров. Оговаривается, что такая система не освобождает человека за рулем от обязанности самому контролировать дорожную обстановку. Она лишь дает подсказки. При этом автоматика не обязана следить за другими машинами или пешеходами. Речь идет только о дорожной инфраструктуре.

Система распознавания включает в себя автомобильный компьютер, навигацию ГЛОНАСС-GPS и видеокамеру. Все это интегрировано в конструкцию автомобиля. Камера должна распознавать дорожные знаки на расстоянии от 30 до 100 метров. А сигнал светофора – за 150 метров. Система обязана корректно работать на скорости до 150 километров в час, при температуре от -40 до +60, невзирая на снег, дождь, туман и даже шквалистый ветер. ГОСТ требует, чтобы дорожные знаки правильно определялись в 95% случаев.

Если водитель по той или иной причине не обращает внимания на требование знаков, разметку и светофоры, система должна предупредить его. Предусмотрены 3 уровня таких оповещений – в зависимости от серьезности нарушения. Сначала сигнал подается только визуальным путем. То есть на приборной доске загорается специальный значок. Если нарушение – более серьезное, раздается ещё и звуковой сигнал тревоги.

Предупреждение об опасности третьего уровня, помимо значка и простого звукового сигнала, сопровождается голосовым сообщением и, по сути, физическим воздействием на водителя – вибрацией руля, сидения или педалей. К примеру, руль может начать дергаться при развороте через двойную сплошную, а педаль газа станет вибрировать, если допустимая скорость превышена более чем на 40 километров в час. Третий уровень опасности должен быть также активирован при проезде под «кирпич», если водитель совершает маневр, но забыл включить указатель поворота, если машина двигается по дворовой территории со скоростью более 40 километров в час.

В ГОСТе отмечается, что система оповещения может быть отключена водителем. Но тогда на приборной доске должен появиться значок, предупреждающий об этом.

Отмечу, что схожие системы уже сейчас устанавливаются на дорогих машинах. Они даже более совершенные. Компьютер не только предупреждает водителя о превышении скорости, но и может удерживать машину в своей полосе или же сохранить безопасную дистанцию с другим автомобилем.

Сам по себе ГОСТ не означает, что все новые машины после его утверждения должны быть оборудованы соответствующими системами. Хотя со временем появление такого требования не исключено. Как это было когда-то, к примеру, со ставшими обязательными подушками безопасности. И заплатить за новую систему, естественно, придется покупателям, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

КАДАКОВ: Давайте вспомним: на каком отечественном автомобиле у нас есть вибрация на руле? Или какая-то вибрация, встроенная в сидение? Нет ни на одном. О чем это говорит? О том, что будет стоить больших денег не только разработка подобной системы, но и внедрение. А кто заплатит за это все? Естественно, конечный покупатель. Сколько это будет стоить, никто не знает.

Если брать в расчет схожие системы, уже устанавливаемые на автомобили, речь может идти о десятках тысяч рублей. А может быть, и больше, полагает автомобильный эксперт Андрей Осипов.

ОСИПОВ: Большая часть этих систем уже существует. Обычно в премиум-сегменте. Должна быть система с датчиками, которая будет все это сопоставлять. То есть мы говорим о дополнительном компьютере. Если мы возьмем "голую" машину, в которую нужно поставить эту систему, по моей оценке, стоимость установки такого сервиса – около 100 000 рублей.

Кстати, в Евросоюзе подобные требования появятся уже через год. На все новые автомобили должен будет установлен так называемый интеллектуальный скоростной ассистент. В отличие от системы, описанной в нашем ГОСТе, в Европе в случае превышении скорости или проезда под запрещающий знак информация об этом будет поступать в черный ящик, то есть в самописец, установленный в машине. И его можно будет оттуда извлечь, чтобы привлечь нарушителя к ответственности.

Обязательными в Европе также станут "алкозамок", система, следящая за состоянием водителя (то есть предупреждающая об усталости), камера заднего вида или парктроник, а также система автоторможения в случае опасности (вещь недешевая).

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация