Авторские материалы «Минусовые» цены на нефть: в чём причина и как с этим жить
Персоны
Курс доллара на Московской бирже сегодня превысил 77 рублей. Российская валюта дешевеет на фоне обвала нефтяных котировок. Накануне американский сорт WTI с поставкой в мае продавали по цене минус 40 долларов за баррель. Сегодня потери несут другие сорта: смесь Brent подешевела до минимумов начала века. Впрочем, рынок верит в постепенное восстановление цен. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов – о ситуации на торговых площадках.
«Что происходит?»: трейдеры по всему миру «скриншотят» нефтяные графики, чтобы потом показывать своим детям и внукам. В понедельник стоимость нефти впервые в истории стала отрицательной. Цена американской WTI рухнула на 300%. Продавцы нефтяных фьючерсов были готовы доплачивать покупателям по 40 долларов за «бумажный» баррель. Панику нагнетали сообщения о скором переполнении всех нефтехранилищ: мировой спрос на нефть упал на треть, а добыча не сократилась.
Есть и конспирологическая версия ухода впервые в истории торгов сырьевых фьючерсов «в минус». По мнению вице-президента «Золотого монетного дома» Алексея Вязовского, «нефтяную пропасть» устроили крупные американские инвестфонды. Они «подкрутили» торговые механизмы в свою пользу, лишь бы не выплачивать страховку за падение нефти. Совпадение или нет, но за сутки до обвала американская биржа разрешила выставлять отрицательные значения нефтяных фьючерсов, чего раньше никогда не было, говорит Алексей Вязовский.
ВЯЗОВСКИЙ: Крупные американские нефтекомпании захеджировали (застраховали) свою выручку по 60 долларов за баррель. И когда цены достигают 10 – 20 долларов за бочку, крупнейшие американские инвестбанки должны выплатить миллиардные суммы страховок. Но если барьер пробивается вниз и возникает такой отрицательный форс-мажор, эти опционы могут «сгореть». И, возможно, таким способом инвестбанки с Wall Street хотят «соскочить» с миллиардных выплат нефтяным компаниям.
Специалисты успокаивают: биржевые спекуляции имеют мало общего с реальными поставками нефти. На один физический литр сырья приходится 100 «виртуальных», которые спекулянты «гоняют» между собой. В Кремле называют обвал нефтяных фьючерсов чисто торговым моментом. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, российские власти располагают всеми резервами для минимизации негативных последствий падения цен на нефть. Речь идёт о Фонде национального благосостояния – бюджетной «подушке безопасности», которую наполняли в период дорогой нефти.
По мнению аналитиков, отрицательные нефтяные фьючерсы – это сигнал всем производителям нефти: срочно сокращать добычу, иначе придут и за ними. Если мировая экономика «застрянет» в коронавирусной рецессии, к нулевым значениям пойдёт и реальный рынок. Распродажа нефти уже потянула за собой падение почти всех активов – ценных бумаг и металлов. "Сдалось" даже золото, которое спекулянты раскупали после объявления всемирного карантина. Комментирует главный стратег «Универ Капитала» Дмитрий Александров.
АЛЕКСАНДРОВ: Если он (карантин) продлится ещё месяца полтора-два, то это приведёт к необратимым изменениям в европейской, американской экономиках, в экономике азиатских стран, причём и на уровне спроса, и на уровне предложения. Поэтому не получится быстрого восстановления. И в этой ситуации не будет и спроса на риск-активы. Так что накоротке это прежде всего давит на акции российских нефтяных компаний, на рубль. За этим следуют и другие активы, снижается спрос на российские облигации федерального займа.
Эксперты верят в скорую стабилизацию нефтяных котировок. Саудовская Аравия и её ближневосточные партнёры якобы планируют снизить добычу раньше сроков, которые прописаны в новой сделке ОПЕК+. По условиям соглашения два десятка стран, включая Россию, с мая сокращают производство нефти почти на 10 миллионов баррелей в сутки.
Свой график снижения добычи составили российские нефтяники. Они терпят убытки как минимум по двум причинам – из-за падения спроса на бензин и демпфера. Это – особый регуляторный механизм, его придумали, чтобы сдерживать скачки цен на АЗС: когда нефть дорогая, нефтяные компании не повышают цену топлива в России и за это получают доплату из бюджета. Это заложено в особом демпфирующем механизме расчётов. И наоборот: при дешёвой нефти производители отчисляют доходы от дорогого бензина.
Цены на нефть прямо влияют на курс рубля и бюджет страны (он свёрстан из расчёта 42 доллара за баррель). По прогнозам аналитиков, если Brent "застрянет" на отметке около 20 долларов за бочку, рубль останется в диапазоне от 75 до 80 за американскую валюту.
Между тем в "Сбербанке" призывают готовиться к затяжному «вирусному кризису». По словам главы банка Германа Грефа, он продлится год-два, если раньше не придумают вакцину или эффективное лекарство от COVID-19. Вывод простой: нужно всем учиться жить в новых реалиях, без оглядки на «нефтяные горки».