Картинка

Авторские материалы Коронавирус добьёт ТЦ?

7 мая 2020, 18:01

Персоны

Коронавирус меняет торговую карту городов. После карантина не откроются около половины вещевых магазинов. Такой прогноз дают эксперты рынка. За время самоизоляции покупатели привыкнуть заказывать товары онлайн. Пустующие торговые центры вытеснит офисная и жилая застройка. Где заняться шопингом после пандемии, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

Время огромных торговых центров уходит. До карантина их доходы и так падали: люди меньше тратили на ширпотреб и развлечения, предпочитая закупаться в магазинах у дома. Часть покупателей переманил интернет-ретейл. В США, например, по этой причине закрылась или ушла в онлайн примерно треть крупных торговых сетей.

Коронавирус лишь ускорил эти процессы, а "нерабочие дни" загнали ТРЦ в «минус». Каждый день простоя обходится им в десятки миллионов рублей. Власти обещают налоговые льготы, но компенсировать все потери будет сложно. После вынужденных каникул владельцы мегамоллов могут лишиться до половины арендаторов. Известные фешен-бренды объявили, что поменяют формат и пересмотрят договоры с торговыми центрами. Как правило, они арендуют самые большие и лучшие площади. Комментирует директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.

ХАКБЕРДИЕВА: Пока всё, что мы получаем – это запрос на пересогласование коммерческих условий. То есть в сознании ретейлеров пока нет глобального "перестроя", что всё, люди за полтора месяца сидения дома отвыкли шопиться офлайн, всё будет онлайн, поэтому площади нужно сокращать в 2 – 3 раза. Скорее, это показатель того, что нужно развивать различные каналы продаж.

Из-за страха перед вирусом ситуация изменится не скоро. По мнению психологов, даже после отмены ограничений люди будут бояться ходить в скученные места. Это показал опыт китайской Ухани – там давно сняли карантин, но большие магазины пустуют. Весь мир ждёт появления действенной вакцины, говорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

ХЕСТАНОВ: Судьба больших торговых центров будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация вокруг эпидемии. Если за разумно короткое время удастся создать действенную вакцину, то по мере вакцинации всё вернётся на круги своя, и нынешние времена владельцы торговых центров будут вспоминать как дурной сон. Если же быстро вакцину создать не удастся, не исключено, что формат крупных торговых центров канет в Лету.

Застройщикам придётся менять свои бизнес-планы: выгоднее построить много небольших торговых модулей вместо одного мегамолла. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вообще не видит в городе будущего крупных ТЦ. Он считает, что они станут невыгодными, и их просто снесут. На их месте можно построить дорогое жильё. На него есть спрос даже в сложное время, говорит главный редактор издания «Дайджест недвижимости» Михаил Морозов.

МОРОЗОВ: Хлеба и зрелищ ещё никто не отменял. И люди, во всяком случае москвичи, привыкли ездить по крупным торговым центрам, и они будут продолжать это делать. Вопрос только в том, насколько арендаторы смогут снизить стоимость продукции. Если уж совсем подумать, что всё плохо и придётся сносить торговые центры, то, на мой взгляд, самым эффективным будет построить на их месте жильё. Другое дело, что и на рынке жилья сейчас – переизбыток.

По мнению архитекторов, после пандемии часть розницы переберётся в магазины у дома. Это уже происходит в столице. Вещевые онлайн-ретейлеры арендуют комнаты у продуктовых сетей и открывают там небольшие примерочные. Треть продаж придётся на дистанционную торговлю, считают эксперты фешен-индустрии. Для онлайн-торговцев коронавирус стал подарком судьбы: за месяц выручка интернет-магазинов подскочила на треть. Впрочем, этот канал продаж никогда не станет основным в сегменте одежды, уверены специалисты. Сами торговые комплексы могут переделать пустующие площади под другие цели, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

ЧУМАКОВ: Самый перспективный вариант – это частичное изменение профиля объекта. Например, часть помещений можно переоборудовать в коворкинги. Сама инфраструктура в крупных городах так устроена, что в ТРЦ шопинг удобен. Есть и парковка, и питание. Маленькие магазинчики на улицах города просто не смогут их заменить. Более того, крупные сетевые магазины располагаются преимущественно в торговых комплексах. А чтобы изменить их локацию – на это уйдёт время.

Коронавирус поменяет культуру "большого шопинга". Например, наверняка за покупками станут ходить реже и в медицинских масках. После каждой примерки вещи будут дезинфицировать (это поможет и при обычном сезонном гриппе). Кресла в кинотеатрах закроют пластиковыми перегородками. Эксперты уверены: с мегамоллами рано прощаться. Они пережили похожее падение спроса в 2008 – 2009 годах. Ответом стало снижение арендных ставок, чтобы вернуть магазины. Для покупателей это означает дополнительные скидки.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация