Авторские материалы Маску не снимать, с кресла не вставать: как теперь будем летать по России
Персоны
Всем сидеть в масках: Росавиация разработала план возобновления перелётов. Пассажиров обяжут носить средства защиты, вставать с кресел во время полёта будет запрещено. На борт не пустят с повышенной температурой. При этом билеты могут подорожать. Как летать по новыми «антивирусным» правилами, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
Выход из режима ограничений в авиакомпаниях предложено разбить на 3 этапа. На первом, самом строгом с точки зрения карантина, ещё в аэропорту всем пассажирам будут измерять температуру. Тех, у кого она 37,5 и выше, на борт не пустят. Верхнюю одежду нужно запечатать в пластиковый пакет и положить на багажную полку. В салоне самолёта пассажиров предлагается рассаживать с соблюдением социальной дистанции: если рядом стоят 3 кресла, то среднее должно быть пустым. Если 2 – надо садиться в шахматном порядке. По мнению авиаэксперта Романа Гусарова, такая рассадка ничего не даёт, так как сложно выдержать положенную дистанцию.
ГУСАРОВ: Никакое социальное дистанцирования в ограниченном пространстве обеспечить невозможно. Даже если сажать людей через кресло, то расстояние будет меньше метра. Всё это «для галочки», нежели будет давать какой-то эффект. И спереди, и сзади будут сидеть люди. То есть получается, что рядом сидеть нельзя, а дышать человеку в затылок – можно.
Снизить риск распространения COVID-19 на борту должны медицинские маски и перчатки. Пассажиров обяжут сидеть в них во время всего полёта. Именно сидеть: предлагается запретить расстегивать ремни безопасности и ходить по салону (кроме как в туалет). Также нельзя без серьёзной причины вызывать бортпроводника.
Разносить еду и напитки, скорее всего, не будут. В рекомендациях про это ничего не сказано, но по логике – так будет меньше контактов. Если перелёт дальний, больше 3 часов, пассажиры обязаны сменить маски и перчатки на свежие, а использованные выбросить в специальный герметичный контейнер. Из салона вирус будет выводить система вентиляции авиалайнеров – она обновляет воздух каждые 2 минуты.
Ограничения планируют снимать по мере уменьшения угрозы коронавируса. Например, третий этап мало отличается от обычных правил перелёта – пассажирам уже не будут измерять температуру.
Строгие противовирусные меры предосторожности должны быть и в аэропортах, говорит директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Александр Лукашёв. Там много мест, где пересекаются потоки людей – от входа в терминал до посадки.
ЛУКАШЁВ: Самолёт может быть даже менее опасным местом, чем терминал. В самолёте есть риск заражения только от 6 – 9 человек, которые сидят в непосредственном окружении. А вот при посадке, в очередях на паспортный контроль – там возникают дополнительные риски.
За рубежом вводят примерно такие же ограничения. На днях крупнейшие авиакомпании – американская Delta и европейская Ryanair – объявили, что при регистрации на рейс будут проверять у пассажиров наличие маски и измерять температуру. После каждого полёта самолёты обработают антисептиками, а в систему вентиляции салона поставят мощные фильтры.
Российские авиакомпании планируют возобновить перевозки с 1 июня. На сайте лоукостера «Победы» билеты в Петербург туда и обратно можно купить за 4 000 рублей. Перевозчики обещают новые скидки. Авиаэксперт Роман Гусаров уверен, что цены вырастут – по крайней мере до полного снятия карантинных ограничений. Компаниям невыгодно "гонять" полупустые самолёты, как того предполагает шахматная рассадка, говорит Гусаров.
ГУСАРОВ: Авиакомпании не смогут летать экономически эффективно при 60-процентной загрузке воздушного судна. Очевидно, что тогда им придётся поднимать цены – как минимум вдвое. То есть вам придётся платить за себя и "того парня" рядом, который с вами не полетел.
Пассажиры не размышляют над тем, стоит ли летать по новым «антивирусным» правилами. По крайне мере у «Победы» дешёвые билеты из Тюмени в Москву раскуплены до 14 июня. В принципе можно спланировать отпуск на середину лета и купить для подстраховки возвратные билеты. В Анапу, например, рейс на троих обойдётся примерно в 25 000 рублей. Но если планы поменялись, комиссия за возврат составит примерно 16 000, то есть сервис заберёт 2/3 стоимости билетов. А если к тому времени ограничения не снимут, билеты пропадут. На чартерных рейсах, где нужна высокая загрузка, придётся повышать тарифы как минимум на треть. Под вопросом международные перевозки – их могут открыть только в конце лета. Да и прежнего потока туристов наверняка не будет, по крайней мере до окончательной победы над вирусом.