Авторские материалы Ни зрелищ, ни денег: можно ли добиться компенсации за отменённое мероприятие
Персоны
Россияне не могут вернуть средства за отмененные концерты и фестивали. Многочисленные жалобы на организаторов мероприятий появились в Сети: одни просто не отвечают на письма, другие требуют целый пакет документов. Возврат средств сейчас происходит по особым правилам, говорят юристы. Как правильно требовать компенсации? Узнала корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Разочарование за разочарованием. Россияне на форумах делятся, как из-за коронавируса сначала остались без мероприятий, о которых долго мечтали, а потом и без денег. Организаторы игнорируют заявления о компенсации, советуют обратиться после снятия всех ограничений. Или превращают процедуру возврата в настоящий квест. Так, устроители одного из популярных музыкальных фестивалей, который должен был пройти летом, предлагают распечатать заявление, копию паспорта, билет, оригинал справки об оплате из банка и отправить всё это почтой. То, что для этого придется пренебречь режимом самоизоляции, и не раз, их не смущает, хотя сами в переписке отмечают, что соблюдают карантин и заниматься оформлением не могут. Те, кто всё же собрал и отправил документы, отмечают, что письма с почты организаторы не забирают и они приходят обратно.
Наглядный пример: москвичка Ксения собиралась пойти в театр – билеты приобретала у агрегатора через приложение банка.
КСЕНИЯ: Я еще в марте купила билеты на 19 марта. Потом у нас начался коронавирус и режим самоизоляции. И оказалось, что с 19 марта у нас спектакль отложен на 28 апреля. Хорошо, перенесли. Ближе к 28 апреля стало понятно, что коронавирус никуда не делся и спектакля не будет. Я позвонила в «Кассир.ру» с заявлением, чтобы мне вернули деньги.
Прошел месяц – ответа не было. Иногда на обращения, как пишут в Сети, начинают реагировать только тогда, как к ним прикладывают ссылку на распоряжение правительства о возврате средств. Пользователи удивляются: заниматься возмещением компании не могут, зато оперативно удаляют негативные комментарии на своих страницах и блокируют тех, кто что-то просит.
Сроки перечисления денег, впрочем, "плавают": в начале апреля появилось постановление, согласно которому вернуть должны через месяц; потом срок решили увеличить до 3 месяцев. Теперь прорабатывают правила, по которым в подобных ситуациях возмещение может идти до года со дня отмены мероприятия. При этом, если оно перенесено, разрешат только обмен билета на новую дату. Об этом просили представители отрасли. Они действительно оказались в незавидном положении. В одном из крупных агентств пришлось сократить половину сотрудников. Восстанавливаться сфера, по прогнозам, будет не меньше 3 лет.
Все случаи возврата приходится рассматривать индивидуально. Решение зависит от многих факторов: отменено ли мероприятие или перенесено, у кого приобретался билет – агрегатора, организатора или другим способом, что значится в договоре о покупке, в который мало кто вчитывается. Комментирует управляющий партнёр юридической фирмы «Скрябин и партнёры» Денис Скрябин.
СКРЯБИН: Необходимо смотреть на условия, на которые согласился покупатель. Вместе с тем у нас есть действующее законодательство, которое предусматривает возможность возврата денег покупателю. Ситуации зачастую достаточно индивидуальны. Необходимо понимать, что на сегодняшний день свободных денег у агрегаторов или организаторов нет. Поэтому на скорое возмещение денежных средств надеяться не приходится. Целесообразно согласиться на компенсацию – замену билета или баллы.
Как поступать в нынешних обстоятельствах, кажется, подчас не знают и сами представители отрасли. Москвичку Ксению представители агрегатора и приложения долгое время «футболили».
СОТРУДНИК: Не так быстро, сроки возврата затягиваются. Давайте посмотрим по номеру заказа. Вы приобретали билеты через приложение? Вам нужно обратиться к... Возвратами занимаются они. Таковы правила.
В итоге деньги в приложении пообещали вернуть.
В большинстве крупных агентств и агрегаторов не смогли оперативно прокомментировать, существует ли единый механизм возврата и как действовать тем, кто остался без зрелищ и денег.
Однако в некоторых фирмах процесс уже автоматизировали. Одна из известных систем бронирования приняла назад 260 000 билетов. Пока средства возвращают только за мероприятия, которые выпали на период ограничений. Иногда возврат задерживается не по вине компании, говорит маркетолог онлайн-системы Ольга Чембаева.
ЧЕМБАЕВА: Транзакция со стороны банка, уже после того как наша компания вернула деньги, может занимать от 30 до, как в случае с картой МИР, 45 дней. Это достаточно долгий срок. У нас много обращений, когда мы отправляем чек, человек ждет средства, но они не приходят долгое время.
Сроки, в которые можно требовать возврата денег, законом не ограничены. Но юристы говорят: чем раньше обратишься – тем больше вероятность их получить. Требовать средства можно и через суд, но, вероятно, мало кто решит затевать тяжбу из-за нескольких тысяч рублей.
В подвешенном состоянии пока и те, у кого на руках остались билеты на самолеты, автобусы и поезда. Российским перевозчикам хотят разрешить не возвращать за них деньги при введении режима повышенной готовности или ЧС. Вместо этого будут предоставлять ваучеры на будущие поездки. В Совете Федерации одобрили соответствующий законопроект. Однако в Роспотребнадзоре идею раскритиковали.