Авторские материалы Твой дом – мой дом: как европейские законы потакают сквоттерам
Персоны
Российские владельцы недвижимости в Европе могут столкнуться с проблемами: за месяцы пандемии их дома и квартиры легко могли занять сквоттеры – бездомные, которые захватывают пустующую недвижимость, превращая ее в ночлежки. Законы многих стран – на их стороне. А хозяевам долго еще придется доказывать, что занятое жилье – их собственность. Что ждет владельцев недвижимости, когда Европа откроет границы, выясняла корреспондент “Вестей FM” Мария Скородилко.
Дом пустой, а значит – ничей. Именно такой логикой руководствуются те, кто захватывает чужую недвижимость и живет там бесплатно. У них не было дома – а теперь его нет у вас. Больше всего подобных случаев – в Испании. Занимают чужие дома целыми семьями. Все это, как правило, мигранты, те, у кого нет ничего: ни работы, ни денег, ни страховки. В зоне риска многие россияне, которые в свое время активно скупали дома и апартаменты в курортных районах. В среднем около 75% зарубежной недвижимости российских граждан – в Европе. Местные жители годами воюют с "оккупантами", но все без толку, рассказывает житель испанской Малаги Александр.
АЛЕКСАНДР: Если человек занимает твоё жилье и ты в течение 48 часов его не выселяешь, не заявляешь в полицию, то у тебя начинаются проблемы. Все, выселить ты их почти не сможешь. Хотя понятно, что у них на руках нет ни договора на аренду – ничего. Здесь была недавно история такая, взбунтовался весь город: бабушка уехала на выходные в другой город, вернулась – а ее жилье занято. А ей 90 лет!
А все потому, что в Испании закон формально на стороне сквоттеров. Право на жилье даже прописано в конституции. По сути, испанский закон говорит: тот, кто находится в доме, внутри помещения, вероятно, прав. Ведь он не преступник, и каждый имеет право на жилье. Ну а если вы хотите доказать обратное – вперёд. Или не оставляйте свой дом без присмотра. Социализм чистой воды.
Именно из-за этой политики в странах ЕС так часто вспыхивают демонстрации. Полиция разгоняет сквоттеров, они строят баррикады, бросая в толпу пылающие бутылки, жгут шины и объясняют свой образ жизни.
СКВОТТЕР: Когда это мы начали платить за проживание на нашей планете? Она же была создана для всех!
Чтобы наказать сквоттеров, в испанском уголовном кодексе, конечно, есть пара статей. Например, пункт, запрещающий взлом и проникновение в чужое жилище. Тюремный срок (до 2 лет) грозит тем, кто занимает чужие квартиры против желания законного владельца. Однако все это – демагогия. Чтобы закон заработал, нужно еще доказать, что тебя избивали или угрожали в тот "светлый" момент, когда ты понял, что твой дом оккупировали.
На практике подобные дела в суде длятся годами. И это при том, что оплата чужой жизни в вашем доме по счетам ляжет на ваши плечи. Вы же – собственник, продолжает Александр.
АЛЕКСАНДР: На практике получается: живешь, 2 дня тебе квартира не нужна – всё, в ней кто-то может жить другой. Пока ты не выгонишь их и не поменяешь замок, ты всё это время будешь платить за электричество, воду.
Выселить незаконных жильцов можно в случае, если вы застали наглецов в момент, когда они меняли замки и заселялись в дом. Тогда – вызывайте полицию. Оккупантов арестуют, а потом суд. Вот только суды в Испании очень неповоротливы. На все про все уйдет года полтора минимум.
Без того сложная ситуация становится почти нерешаемой, если в семье сквоттеров есть дети. Их защищает конституция. А если дети родились в Испании, а вы – иностранец, всякая "война" здесь – гиблое дело.
АЛЕКСАНДР: С ними борются так: выключают им свет, воду, например. Но по закону, если есть дети в семье, то там все может обернуться еще не в твою пользу. Ты еще и виноват окажешься. Вдруг из-за этого не было возможности покормить ребенка.
По законам той же Франции, где сквотирование совсем не преступление, на улицу нельзя выгонять никого, а особенно – зимой. Конечно, попробовать можно. Вот только суд там не поможет. У сквоттеров даже сайт в Интернете имеется. А там – все подсказки. Пишут, что во Франции можно забаррикадироваться и продержаться пару месяцев. Ну а если суд все-таки выселит вас из чужого дома, то в тюрьму за это не посадят. Ищите жертв и занимайте квартиры. Именно поэтому французы не первый год требуют от власти ужесточить закон о сквоттировании. Борются с захватчиками домов французы лишь звонками в полицию. Чем быстрее владелец обнаружит нелегала – тем выше шансы прогнать его с помощью скандалов и полицейских мигалок. Вот только все это лишь для устрашения. Если замок в квартире уже сменили и в доме кто-то подает признаки жизни – полицейские не могут туда врываться. Ведь это – частная собственность. Получается, прав тот, кто внутри. Пытаясь найти логику в действиях полиции, нужно помнить: правоохранители не хотят, чтобы собственники занятого жилья занимались самоуправством, а поэтому просят все решать через суд. А там – нервы, долгое ожидание, права на свободы и траты на адвокатов. Именно поэтому легче всего выгнать захватчиков мирно, предложив н денег. А это – от 1000 до 3000 евро. В отличие от Испании и Франции, Великобритания громит сквоттеров намного решительнее. Тех, кто хочет пожить в чужом доме, полиция часто выселяет сразу же.
Борьба с самозванцами ведётся и в США. Там все происходит мгновенно: владельцы уезжают отдыхать, а потом видят, что их дом занят.
ХОЗЯИН: Почему вы находитесь в этом доме?
СКВОТТЕР: Какое тебе дело? Убирайся отсюда!
ХОЗЯИН: Не уходите от ответа. Почему вы захватили этот дом и живете здесь уже 2 года?
СКВОТТЕР: Убирайся отсюда! Мне нет дела до тебя! Что я должен сказать?
И снова полиция не может выселить захватчиков, потому что это незаконно. Спасет только суд. Но в этом случае придется ждать; сколько – неизвестно. Сами сквоттеры уверены: дома нужны людям для того, чтобы в них жить, а не зарабатывать деньги.
Не помогают законы сквоттерам лишь в Германии. Там их больше всего в восточном Берлине. Мигранты из бедных стран быстро осваивают пустующие дома, устраивая там притоны. Все чаще в захваченные районы заглядывают неонацисты и леворадикальные группировки.
Немецкие законы позволяют выгонять скоттеров из муниципальной собственности. Например, недавно 40 захватчиков выселили из пустующего муниципального здания в Гамбурге. Съезжать сквоттерам пришлось всего через 7 часов после “новоселья”. А еще их ждали штрафы в 20 000 евро.
Однако куда менее оперативно самозванцев выселяют из пустующей частной собственности. Это позволяет нелегалам кочевать из одного объекта в другой, не платя ни арендной платы, ни штрафов.
Зато в Нидерландах конец сквотированию положили ровно 10 лет назад. Одним голосованием в Сенате. Теперь голландским сквоттерам грозит до года тюрьмы, если их застанут в пустом здании, и вдвое больше, если во время выселения будет оказано сопротивление.
В свое время датские власти слишком либерально отнеслись к местным сквоттерам. Захватив часть района в Копенгагене, бездомные, наркоманы и мигранты разбили там свое государство Христианию. После многочисленных стычек с властями район получил полуофициальный автономный статус. Туда не сует нос полиция. И официально не работают датские законы.