Авторские материалы Сыщик в деле: чем могут помочь добытые частными детективами сведения
Персоны
Расследования частных сыщиков могут стать доказательствами в судах. В Госдуме предложили приобщать к уголовным делам улики, собранные детективами, и приравнять их тем самым к данным оперативно-розыскной деятельности. Сейчас информация, которую собрали частные сыщики, зачастую просто отторгается следователями. Как могут использоваться данные, которые «накопали» детективы, выяснила корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Чем больше информации в деле – тем быстрее устанавливается истина. А кто ее накопал – сыщик в погонах или без, за зарплату или гонорар – по большому счету значения иметь не должно. Это скажет любой оперативник. Но на практике до недавнего времени к расследованиям частных детективов относились со скепсисом. Адвокаты опасались, что информацию не приобщат к делу, а некоторые следователи просто не хотели идти на это из-за боязни, что их заподозрят в личной заинтересованности.
На самом деле в раскрытии преступления важна любая информация, которая может пролить свет, говорит адвокат коллегии адвокатов «Фрейтак и сыновья», бывший следователь прокуратуры Вадим Багатурия.
БАГАТУРИЯ: Оперативные структуры, как правило, загружены собственной работой. А на менее значительные дела у них не хватает времени. Что касается адвокатской деятельности, я бы обращался к таким услугам. Если есть набор информации, которую эти люди смогли получить официально, по закону, то для раскрытия любого преступления, для любого гражданского дела, любого гражданского разбирательства эти доказательства могут иметь существенное значение.
Но имеет значение, кто и как собирал эту информацию, насколько она верна. Ведь в суде должны быть «железобетонные доказательства». Зачастую ее не хотят приобщать только потому, что непонятно, как ее собрали, говорит руководитель детективного агентства «Правозащита» Дмитрий Ермаков.
ЕРМАКОВ: Сейчас отрасль работает очень плохо, так как много молодых горе-специалистов, которые, например, проработали в МВД 2 – 3 года и считают себя великими сыщиками. И клиентам иногда приходит много сырой, непроверенной информации, иногда даже высосанной из пальца. Вот это очень страшно: если такая информация будет попадать в суды, то это не поможет следствию, а заведет его в тупик.
С чем чаще всего обращаются к частным сыщикам? За что им платят высокие гонорары? Есть топ-3 позиций в любом сыскном агентстве, рассказывает Дмитрий Ермаков.
ЕРМАКОВ: Розыск без вести пропавших. Мы, например, имеем порядка 80 – 85% успеха. Это либо нахождение человека, либо тела, либо – в клинической ситуации. Второе – это вопросы семейного плана: неверность, измены или недоверие супругов. Третье – это конкурентная разведка.
Может ли детектив собирать информацию, искать доказательства, если речь идет об убийстве, изнасиловании, вооруженном ограблении, то есть о тяжелом преступлении? Да. Сыщика могут привлечь, например, родственники потерпевших или, наоборот, обвиняемых, чтобы указать на какие-то новые факты в деле, поясняет Вадим Багатурия.
БАГАТУРИЯ: Если люди могут себе нанять адвоката, то он может привлечь частного детектива. Либо частный детектив может быть привлечен нанимателем адвоката по собственной инициативе.
И, конечно, такая информация важна и для следователя, и для суда. Тем более если она эксклюзивна и приводит, например, к новым поворотам в деле. Но эксперты опасаются, что в случае широкого использования информации от частных детективов возможны злоупотребления. Когда, например, следователи будут настойчиво рекомендовать родственникам одной из сторон привлекать определенного частного сыщика. Юристы в этом случае советуют искать другое сыскное агентство, а если есть подозрения в сговоре между следователем и детективом, обращаться в службу собственной безопасности.