Картинка

Авторские материалы Платим только за еду: ресторанам запретили включать навязанные услуги в счёт

30 сентября 2020, 20:26

Персоны

Посетители кафе и ресторанов будут платить только за еду, но не за навязанные услуги. И то лишь в том случае, если заранее были указаны цена, состав блюда и способ его приготовления. Правительство утвердило новые правила по защите прав потребителей общепита. Они начнут действовать с 1 января. Что включают в счёт недобросовестные рестораторы, пытаясь нажиться на доверчивых посетителях, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Екатерина Косинец.

Когда в ресторане мы просим принести попить, то можем получить бесплатно стакан воды из-под крана. Или же нам могут принести бутылку элитной марки за 200 рублей. Во сколько нам обошлось утоление жажды, узнаём порой, только когда официант приносит счёт. Новые правила обяжут рестораторов предупреждать о стоимости любого продукта или услуги до того, как клиент их заказал. Впрочем, бесплатная вода – это "американский стандарт", поясняет президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. У нас чаще всего за всё приходится платить. Даже если бутылка изначально стоит на столе.

БУХАРОВ: В Соединённых Штатах, если просят просто попить, значит, воду из-под фильтра дают бесплатно. Если вы просите какую-то с наименованием, значит, это включается в счёт. У нас такого стандарта нет. Мы не даём воду бесплатно. Некоторые рестораторы так делают. Но не подавляющее большинство, это не стандарт.

Официанты будут обязаны оповещать посетителя о том, что ему принесут позицию из меню. То же самое касается и хлеба. На столе может стоять тарелка с самым простым изделием, за которое не нужно платить. Это – "комплимент" от заведения. Есть много курьёзных истории советских командировочных, когда, приезжая за границу, они первым делом шли в ресторан. На заказ денег не было, но голод утоляли как раз таким бесплатным хлебом.

Но в хлебной корзинке может оказаться и чиабатта или фокачча. И съеденный кусочек будет неминуемо включён в счёт. Роспотребнадзор теперь обязывает в таких случаях ставить ценник или любым другим способом оповещать клиента о том, что удовольствие – не бесплатное.

Если посетитель приходит в ресторан, когда там выступает музыкант, а за живой звук заведение берёт дополнительную плату, то об этом необходимо сообщать ещё на входе. И если вас не предупреждают и требуют оплатить работу артиста только после проведённого в ресторане вечера, то это уже незаконно.

Ещё заведение может потребовать дополнительную плату за обслуживание больших групп. Если в ресторане отдыхает компания из 10 человек или больше, то для того, чтобы накормить всех одновременно, приходится задействовать дополнительные производственные мощности, продолжает Игорь Бухаров. Либо сокращать выбор до нескольких позиций.

БУХАРОВ: Если гость об этом знает, то в этом случае он претензию предъявить ресторану не может. Потому что, например, есть рестораны, в которых работает минимальное количество официантов и поваров. И, например, если сидит там компания и нужно сразу подать 12 разных блюд, потому что там 12 человек, то у предпринимателя есть право сказать, что вот в этом случае он может предоставить выбор, скажем, из 3 блюд. То есть чтобы можно было готовить по 4 порции какого-то блюда, если люди захотят.

Если все пришедшие вместе гости хотят выбрать из полного списка меню и получить свои порции одновременно, то придётся оплачивать дополнительное обслуживание. Но теперь рестораторы смогут взымать такую плату лишь в том случае, если заранее оговорили с клиентами стоимость услуги. Если же посетители платить не готовы, то придётся подождать, пока на кухне приготовят все блюда в обычном режиме.

Новые правила разработаны взамен предыдущих, которые создавались больше 20 лет назад, поясняет пресс-секретарь Роспотребнадзора Анна Брычёва.

БРЫЧЁВА: Это постановление – вместо отменяемого в рамках «регуляторной гильотины» уже давно действующего. Мы обязаны в срок внести в правительство Российской Федерации проекты этих актов, поскольку с 1 января 2021 года документ, который называется «Правила оказания услуг общественного питания», утратит силу. А утверждался он ещё в 1997 году. Никаких новелл в этом документе нет. Он адаптирован под современные реалии.

В счёт теперь нельзя включать чаевые. Обслуживание и так входит в стоимость блюд, указанных в меню. Но если гость сам захочет отблагодарить официанта – это не возбраняется. И сегодня во многих заведениях нет необходимости искать мелкие купюры, отсчитывая процент от заказа: чаевые можно оставить с помощью карты.

Новые правила начнут действовать с нового года. Но это не значит, что в оставшиеся месяцы заведения будут иметь право включать в счёт чаевые или музыкальное сопровождение. В законе о защите прав потребителей это расценивается как навязанная услуга.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация