Авторские материалы Скидки вместо штрафа: кто и как ответит за проблемы внутри дома
Персоны
Скидка вместо штрафа. Госдума приняла законопроект, который меняет наказание для поставщиков некачественных коммунальных услуг. В нем предлагается снять с компаний, отвечающих за свет, тепло и воду, штрафные платежи. Взамен они должны предоставить скидку для собственников жилья. Однако перерасчет будет зависеть буквально от точки, в которой определяется качество этих услуг. Как показывает практика, все зависит от способа управления домами. А что касается полноты возможной компенсации гражданам за дискомфорт, она, при новом подходе, станет меньше. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Скидка за некачественные коммунальные услуги – не новость для взаимоотношений поставщиков этих услуг и их потребителей, то есть жильцов. Федеральные правила четко определяют размер этих скидок – по процентам или долям процента за каждый час отключения света или перебои с отоплением. А если в кране горячей воды ее температура ниже +40, то жилец платит за нее, как за холодную, говорит замгендиректора Ассоциации «ЖКХ – городская среда» Дмитрий Гордеев.
ГОРДЕЕВ: В первом приложении к правилам предоставления коммунальных услуг, который называется «Параметры качества», там есть сами параметры качества и правая колонка – это порядок снижения при нарушении этих параметров, там написано немножко по-разному для разных видов коммунальных услуг, поскольку они имеют разное содержание. Написано там, при скольких градусах надо снижать плату, какой люфт по градусам допускается и это не считается нарушением, и так далее. И делается это снижение строго по правилам.
Но взыскивать свои потери собственникам жилья непросто. Все упирается в границы ответственности по поставкам энергоресурсов. Рубеж этот проходит ровно по границе дома. За качество света, тепла, воды холодной и горячей снаружи отвечают энергокомпании и водоканалы. За инженерные сети внутри – управляющие компании и ТСЖ. Но, при наличии проблем внутри дома, за качество услуг внешние поставщики, независимо от их работы, не отвечают никак. Претензии к ним жилец предъявить не может, замечает эксперт. Оттого и появились поправки.
ГОРДЕЕВ: Сейчас поменяли, и при способе управления управляющей организации или ТСЖ именно эти две организации не отвечают за коммунальные услуги. Но, независимо от причины, ресурсоснабжающая организация при прямых договорах должна снизить плату. И потом уже, по цепочке, так сказать, она будет разбираться с управляющей организацией и ТСЖ – виновата она, не виновата. Там может быть, например, насос сломался, и вода не подается на какие-то верхние этажи.
Однако в проекте никак не учтены интересы обитателей домов, которые управляются своими жильцами непосредственно. Для них любые разбирательства с поставщиками услуг идут по прежней схеме, добавляет Дмитрий Гордеев.
ГОРДЕЕВ: Получается так, что коммунальные услуги при непосредственном управлении таким же гражданам России, таким же собственникам, только в домах маленьких, до 30 квартир, предоставляются не в точке потребления, не в квартире, а на входе в дом. То есть, к примеру, такой параметр качества, как +18° в квартире, уже теплоснабжающей организацией никогда не будет выдерживаться при непосредственном управлении.
Как результат появятся две категории собственников жилья: у одних – одни права, а у других – другие, что противоречит Конституции, полагает эксперт и предсказывает скорое появление новых поправок уже в отношении небольших многоквартирных домов. А относительно скидки – по замыслу депутатов, она должна быть естественной и по факту. Часть 5 157-й статьи ЖК сегодня трактует, что если физически невозможно подтянуть к дому электроэнергию, воду, тепло и канализацию, то поставщики ресурсов не платят штрафы, пока коммуникации не подведут. А вот подведут – и тогда будут и скидки, и штрафы в случае аварий на этих коммуникациях. Важная свежая поправка: независимо от того, тянутся ли к дому труба или кабель, неудобство жильца должно быть компенсировано. Но только скидками. То есть насколько ресурсов меньше норматива жилец получил сегодня, на такую их стоимость сократится его плата завтра. По финансовым прикидкам выходит почти то на то же, поскольку суды обычно назначают номинальные штрафы – от 1 тысячи рублей до 10 тысяч в самых вопиющих историях.
Но санкции к нерадивым поставщикам энергоресурсов в теории, замечает адвокат, партнер Юридической группы «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына, не ограничиваются только лишь штрафом.
КОРМИЛИЦЫНА: Верховный суд написал, что понятие штрафных санкций в рамках 157-й статьи Жилищного кодекса включает в себя компенсацию убытков, неустойку, взыскание штрафа и ещё морального вреда – в соответствии с законом о защите прав потребителей. Если сейчас штраф законодатель уберет как некую меру ответственности, то, вполне возможно, таким образом, встряхнется вот эта привязка к судебной практике, и потребитель просто в том числе утратит возможность взыскания, допустим, морального вреда. То есть да, услугу оказали некачественную, её стоимость пересчитали в этом месяце и в следующем месяце предоставили скидку.
Формально права собственников жилья будут финансово ущемлены. Но ущемление это почувствуют на себе лишь те, кто привык жаловаться на энергетиков в суды и бесконечно долго там с ними сражаться.
Впрочем, даже при принятии поправок, скорее всего, штрафы из сферы ЖКХ не исчезнут совсем. В Госдуме лежит еще один законопроект, где предлагается увеличить наказание для руководителей компаний-поставщиков энергоресурсов за плохое качество их товара. И поднять нынешний административный штраф с 1 тысячи рублей до 50 тысяч.