Авторские материалы Оба неправы, один – под суд: как вести себя в случае конфликта в такси
Персоны
Спор о 200 рублях может закончиться уголовным делом. В Оренбурге водитель такси пытался удерживать в машине женщину с ребенком после ее отказа оплатить поездку. Обе стороны конфликта действовали неправильно, говорят юристы. Но водитель теперь рискует пойти под суд. О том, как не следует вести себя в такси и водителю, и пассажиру, – обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Короткая вечерняя поездка в такси обернулась длинным скандалом. Женщина с ребенком вызвали автомобиль через мобильное приложение. Сели в машину. Водитель, по его словам, довез их до места назначения. Но пассажиры отказались платить, заявив, что их привезли не туда, куда они хотели. Тогда обиженный водитель заблокировал двери и тронулся с места. Говорил, что отвезет клиентов за город. У ребенка в это время началась истерика. Его мать стала звонить кому-то по телефону. Она просила вызвать полицию.
«Остановите машину!» – «Давайте 200 рублей». – «Он ребенка ударил!» – «Машину не ломайте».
В какой-то момент водитель остановил автомобиль и грубо вытащил женщину из салона. Пассажирка обратилась в полицию. Сейчас идет проверка.
Водитель настаивает на своей невиновности. Он утверждает, что клиентка была пьяна, вела себя агрессивно и что он не собирался вывозить женщину с ребенком в лес, а просто решил их проучить.
ВОДИТЕЛЬ: Не избивал. Я хотел отвезти их на тот адрес, куда мне выпал новый заказ. Думал, я их там оставлю, чтобы эта функция бесплатного катания у них не прокатила, чтобы в любом случае они раскошелились на другое такси. На меня нападает ребенок с криком «Я тебя убью». Женщина начинает руками и ногами бить по стеклу, по машине.
Таксист говорит, что не сразу включил запись. На видеозаписи, опубликованной на портале Life, не видно, что женщина бьет по машине или что ребенок хватает водителя за шею или же угрожает ему. Хотя слышны звуки от ударов. Видимо, по салону.
Женщине следовало вести себя по-другому. Если она посчитала, что ее привезли не туда, куда договаривались, ей нужно было попросить таксиста исправить ситуацию. А лучше сразу связаться с агрегатором, через который была вызвана машина, говорит юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова.
СВИРИДОВА: Если вас не доставили в нужную точку, то услуга не оказана. Вы имеете право предъявить претензии. Нужно незамедлительно обратиться к диспетчеру, через которого была вызвана машина, и зафиксировать свои претензии. Вы можете потребовать возврата денег (если поездка оплачена заранее), уменьшения стоимости услуги, либо все-таки доставить вас в нужную точку.
А вот действия таксиста, удерживающего в машине пассажиров, могут обернуться уголовным делом. У него нет оправдания, отмечает Мария Свиридова. За незаконное лишение свободы, да еще в том случае если речь идет о ребенке, грозит серьезное наказание – до 5 лет тюрьмы.
СВИРИДОВА: Блокировать двери, куда-то везти (не важно, какие у вас претензии к пассажирам) таксист не имеет права ни при каких обстоятельствах. Это, по сути, незаконное лишение свободы. Здесь могут быть разные трактовки. Может быть возбуждено уголовное дело. Если водитель считает, что пассажир злоупотребляет своим правом и отказывается платить, то он должен обратится в свою организацию, которая его обеспечивает заказами, зафиксировать претензии. В крайнем случае он может вызвать полицию.
К тому же на видеозаписи видно, как таксист силой вытаскивает пассажирку из машины. Это, возможно, побои, то есть еще одно преступление. Кстати, видеозапись, которую предоставил для опубликования сам водитель, может оказаться доказательством его же вины.