Авторские материалы Девушка, которой нет: иркутским полицейским попалась «несуществующая» мошенница
Персоны
В Иркутске полицейским, прежде чем привлечь молодую женщину к уголовной ответственности, пришлось искать доказательства ее существования. Подобного в практике сибирских правоохранителей не было давно. Дело в том, что когда девушку задержали по подозрению в мошенничестве, у нее не то что документов не было – она даже не знала, когда родилась. Чем закончилось дело, расскажет региональный корреспондент «Вестей ФМ» Оксана Избышева.
Когда иркутские полицейские задержали мошенницу, первым делом ее, естественно, попросили рассказать о себе: как зовут, где и когда родилась. Имя и фамилию молодая цыганка назвала сразу. Когда речь зашла о месте рождения – предположила, что появилась на свет в городе Барабинске Новосибирской области. На вопрос «когда?» однозначно ответить не смогла: может быть, в 1993, а может, и в 1999. Как рассказывает официальный представитель Главного управления МВД России по Иркутской области Герман Струглин, меньше всего девушку волновал ее возраст.
СТРУГЛИН: Здесь нужно делать скидку на то, что это не классическая семья, а имеющая определенные традиции, ведущая отчасти кочевой образ жизни, которая имеет свою очень яркую специфику, где воспитываются дети большими группами. Она воспитывалась в определенных традициях, обрядах, где не принято отмечать дни рождения, поздравлять друг друга, поэтому никогда особо не задавала себе этих вопросов.
Отпечатков ее пальцев в базе данных МВД не было. И тогда полицейским параллельно с расследованием уголовного дела – а задержали женщину за то, что она под предлогом снятия порчи выманила у пенсионерки 33 тысячи рублей, – начали расследовать историю жизни цыганки.
Кропотливая работа заняла не один месяц. Полицейские слали запросы в ЗАГСы, больницы, департаменты образования. Никаких следов. Для государства эта женщина не существовала. Не было ни свидетельства о рождении, ни паспорта, ни больничной карты. В школе тоже никогда не училась. Директор Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета Даниил Сергеев объясняет: в таких случаях удостоверение личности можно получить только через суд. И он еще должен поверить и в рассказ человека, которому требуется документ, и в слова свидетелей, которых тот приведет.
СЕРГЕЕВ: На месте судьи меня бы это дело напугало отчасти потому, что это «верю, не верю»: любые процессы, где нет какого-то спора, а речь идет об установлении каких-то фактов, очень сложны. Суд должен убедиться, что перед ним – именно вот этот человек, и у судьи должна выработаться внутренняя убежденность в правильности своего решения. Это даже в законе у нас написано.
В данном случае суд поверил свидетелям. Девушку вырастили соседи; еще совсем малышкой мать отдала ее на воспитание знакомым. Они же назвали дату рождения – 16 мая 1999 года. Возраст подтвердила и экспертиза. По рентгеновским снимкам скелета и зубов медики определили, что девушке – не больше 21 года. Теперь молодая цыганка – полноправная гражданка Российской Федерации.
Как рассказали в Управлении МВД России по Иркутской области, женщина благодарила следователей за то, что те помогли ей получить паспорт. Еще год назад она даже не могла купить SIM-карту; сейчас может рассчитывать на бесплатное лечение, образование, получение пособий – в общем, на любую помощь государства. Но с появлением прав у нее появились и обязанности. Теперь ей придется отвечать по закону за мошенничество. Уголовное дело уже передано в суд.