Авторские материалы Интересы ребёнка важнее склок родителей: вывоз детей за границу упростят
Персоны
Молчание – знак согласия. В Госдуме составляют документ, который позволит одному из родителей вывозить детей за границу, если нет оформленного запрета. Но главное – проще станет процедура снятия такого ограничения. По действующей норме, если кто-то из родителей такую бумагу подписал, ребенок вообще не может покинуть пределы России. Бюрократию пограничных барьеров изучал обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Согласия и запреты от родителей на зарубежные поездки детей бывают разными. Например, согласие, которое требуется в консульствах стран Евросоюза. Если ребенок путешествует с одним из родителей, другой должен как раз написать и заверить у нотариуса согласие на это. Согласия нет – не будет визы. Однако в этом случае согласие дается на въезд в какую-то страну. Иногда, впрочем, необходимо также согласие и на выезд ребенка из России, говорит партнер компании BGP Litigation Виктория Дергунова.
ДЕРГУНОВА: Согласно действующему законодательству, если выезд ребёнка за пределы страны по заявлению одного из родителей не закрыт, он может выезжать из страны беспрепятственно в сопровождении одного из них. Либо, если ребёнок один покидает страну, то ему нужно тогда согласие хотя бы одного законного представителя на то, что он выезжает из страны один, без его сопровождения. Например, в сопровождении какого-то лица, которое группу детей вывозит куда-либо, и на него возлагается ответственность за их жизнь и здоровье.
Но один из родителей вправе и запретить вывозить ребенка из России – такое заявление оформляется в отделе миграции в ближайшем отделении полиции, продолжает юрист.
ДЕРГУНОВА: Вы идёте в территориальный орган МВД и подаете заявление о том, что вы являетесь родителем такого-то ребёнка и настоящим выражаете свое несогласие на его вывоз за пределы страны. С собой нужно иметь паспорт и оригинал свидетельства о рождении ребёнка.
Причем если поездка наметилась внезапно, визы давно готовы, то бежать в полицию сегодня, чтобы не дать уехать ребенку завтра, почти всегда бесполезно. Это надо планировать заранее, потому что у МВД есть 30 дней на доведение этого запрета на все пограничные посты, говорит Виктория Дергунова.
ДЕРГУНОВА: Потому что не одномоментно это вносится в базу данных. Написано в законодательстве: «В течение 30 дней». Их могут внести сразу, а могут внести через 2 недели, то есть здесь все очень индивидуально решается.
Ну а другому родителю, недовольному таким запретом, придется пускаться в тягостные процедуры судебного обжалования, поясняет партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Вероника Сальникова.
САЛЬНИКОВА: Суд может длиться месяц, может два. Предсказать невозможно. Пока подадут заявление, назначат дело к рассмотрению, потом вынесут соответствующее решение, напечатают его – у нас есть ещё и сроки изготовления этого решения – и выдадут на руки. После этого решение нужно отнести также в отдел миграции и снять запись в реестре, ранее наложенную государственным органом. Я думаю, что это процесс небыстрый, вот так пойти и снять запрет не получится.
Так что после суда еще нужно снова накинуть 30 дней на рассылку сообщения из полиции пограничникам о том, что запрет снят. И это в том случае, если первый – тот самый запретивший – родитель никак на все не отреагирует. Если он воспротивится и начнет обжаловать уже сам, в обратную сторону, можно смело слова «месяцы» менять на «годы», что не станет преувеличением. Но казус, или курьез, или нестыковка, называйте как хотите, заключается еще и в том, что если один родитель написал запрет, то и он сам при всем желании выехать с ребенком не сможет. Без прохождения упомянутой судебной процедуры отмены.
И вот эту логическую нелепицу в Госдуме намерены устранить, оставив в законе лишь одну формулировку: ребенок может выехать с одним из родителей или сам, или в группе, если нет запрета другого родителя. Отсюда следует, что если даже тот родитель, который сам написал запрет на выезд для своего ребенка, едет с ним, то обоих пограничники пропустят. Это будет правильная поправка, говорит Вероника Сальникова, потому что интересы ребенка – первичны.
САЛЬНИКОВА: Данные запреты или отмена запретов должны исходить из того, что мы говорим в семейных правоотношениях об интересах детей – нужен этот запрет ребёнку или не нужен. Родители манипулируют ребёнком, давя друг на друга. Я думаю, что все изменения, которые планируются, должны исходить из интересов ребёнка первостепенно. Написал родитель запрет, а потом появилась у него возможность вывезти ребёнка на соревнования в другое государство, и он столкнётся с тем, что сам же не сможет ребёнка вывезти, пока не отменит запрет в судебном порядке.
Кроме того, депутаты намерены сделать запрет адресным – например, нельзя вывозить ребенка во все остальные страны мира или в какие-то отдельно выделенные. Также, возможно, будет упрощено и снятие запрета, если родители договорятся об условиях воспитания, например, чтобы не тратить время на походы по судам, а также просто одной бумагой решить все в отделении полиции. Проект может быть рассмотрен уже до конца года.