Нацвопрос Поиск фронтовиков в 2021 году: как идет работа
Персоны
Как сегодня дети ведут поиск пропавших фронтовиков, где находят информацию, как организована работа?
САФАРОВ: В эфире программа "Нацвопрос". Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодняшний наш эфир посвящен теме Великой Отечественной войны, теме поиска. Наши внимательные и постоянные радиослушатели, наверное, помнят включение, которое мы делали в декабре, совсем недавно, чуть более полутора месяцев назад, когда говорили о замечательном проекте, московском проекте, но уже вышедшим за пределы одной из школ, который называется очень поэтично, романтично, отсылает к известной песне в исполнении Валентины Толкуновой "Алексей, Алешенька, сынок". И мы тогда, в декабре, говорили с руководителем этого поискового проекта – учителем истории московской школы № 185 Константином Валерьевичем Тимченко – о том, как проект зарождался. А сегодня Константин у нас в студии, и мы поговорим не только о нем, об этом проекте, и не только о том, какие отклики пришли на декабрьский эфир, но и что в 2021 году в рамках поисковой работы, связанной в том числе и с пространством постсоветским, и с национальными отношениями, и с консолидацией, как тема поиска, тема поиска судеб фронтовиков объединяет, не побоюсь этого слова, народы. Об этом обо всем с Константином Тимченко мы поговорим в сегодняшнем нашем эфире. Константин, приветствую.
ТИМЧЕНКО: Здравствуйте.
САФАРОВ: Вот этот эфир, который был у нас, эфир на федеральной радиостанции, я знаю, что были отклики многочисленные. Потому что, конечно, люди не могли пройти, прослушать мимо, пройти мимо этого разговора, этого диалога. Я помню отклики и сам, многие были очень трогательные, но самое главное – по делу, что называется. Были ли какие-то повторения, продолжение истории ваших поисков благодаря тому, что на радио прозвучала сама история этого проекта, сама его цель?
ТИМЧЕНКО: Спасибо. Знаете, большое количество друзей, друзей друзей, писали, звонили после этого эфира. Эфир очень понравился, и люди были растроганы той информацией, которую мы сообщили. Но больше, знаете, запомнился, в конце декабря раздался звонок телефонный, и позвонила женщина (оказывается, незнакомая женщина нашла мой телефон в интернете), бывшая учительница из города Чебоксары, из Чувашии. Вот. И буквально со слезами на глазах стала рассказывать, благодарить за вот этот проект, что как это важно, как она вот понимает актуальность на сегодняшний день такого поиска, в котором прямое участие принимают учащиеся школ, не только вот одной школы, и некоторых других школ. И рассказала историю своей семьи, что вот как она, ее родственники мечтали бы увидеть подобные материалы. Ну даже попросили нас, если вот в следующий раз, ребята, когда будете в архиве кинофотодокументов, может быть, по фамилиям там или по территориальным признакам в каталоге, может быть, получится, может быть, повезет – найдете нашего родственника. Вот. Так что вопрос поиска людей по визуальным материалам, сохранившимся со времен Великой Отечественной войны, остается актуальным и останется актуальным еще много-много лет. И это прекрасная возможность воспитывать наше молодое поколение, наших ребят в духе любви к нашей Родине, к нашей истории, к семье, к нашему государству.
САФАРОВ: Вот сам проект, напомните, пожалуйста, нам о его формате, так скажем, чем он отличается от других многочисленных поисковых проектов. Мы уже говорили в эфире (может быть, наши радиослушатели сегодня не слышали декабрьский наш диалог), чем отличается "Алексей, Алешенька, сынок"? И опять же, повторяя историю песни Евгения Мартынова, вот узнавание трогательное матерью своего сына на экране, чем он отличается от других поисковых проектов?
ТИМЧЕНКО: Ну, я скажу так, что наш проект "Алексей, Алешенька, сынок" – это первый проект, в котором системно и на постоянной основе не профессионалы, а учащиеся школ занимаются поиском, выявлением визуальных материалов времен войны – это документальная кинохроника и фотографии военных лет. Ребята устанавливают имена солдат, изображенных на этих фотографиях, идентифицируют этих солдат, устанавливают их судьбы для того, чтобы впоследствии найти родственников этих людей, этих героев, и передать эти копии этих материалов. Фактически семейные реликвии возвращаются к родным, в семьи...
Слушайте в аудиофайле!