Авторские материалы Согласие на каждый шаг: платным клиникам хотят помешать драть деньги с пациентов

10 марта 2021, 21:35

Персоны

Не вылечили – заплатите: такое условие Роспотребнадзор предлагает прописать для клиник, оказывающих платные услуги. При неэффективном или некачественном лечении медучреждение должно будет вернуть деньги. Как новые требования защитят пациента, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

"Деньги содрали, но так и не вылечили": сколько похожих историй о лечении в платных клиниках начинаются с этих возмущенных слов? Доказать, что пациента что называется "раскрутили" на ненужные исследования, а значит и деньги, очень сложно. Человек обращается по поводу камней в почках – а его отправляют показаться и лору, и кардиологу, и гастроэнтерологу. И каждый из этих специалистов назначает по несколько анализов. Счет в результате – огромный, проблема порой так и не решена, и у пациента возникают сомнения: а нужно ли ему было так детально обследоваться? Возможно, да, возможно, нет. Вот потому-то и надо ввести четкие правила: каждое исследование должно быть обосновано, разъяснено, и пациент должен лично подписать на это согласие, говорит член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Можно говорить все что угодно. Должно быть письменно утверждено, что, допустим, нужен анализ кальция для того-то и того-то. Если он низкий – то вот это, если высокий – вот это. Пациент должен понимать, для чего лор направляет его к гинекологу. Должен знать, что гинеколог ищет у этого пациента. Нам нужна "потребительская ценность" каждого исследования. Потребитель должен понимать, для чего ему это исследование.

Это – серьезный инструмент для контроля докторов. Безусловно, у платных клиник большой соблазн назначить пациенту (за его деньги) как можно больше исследований. Но сделать это так, как выгодно только клинике, не позволяют единые медстандарты, протоколы, по которым проходит лечение. И чтобы это обойти, в коммерческих организациях зачастую идут на разные уловки, поясняет президент Лиги защиты врачей Семен Гальперин.

ГАЛЬПЕРИН: Иногда пациенту просто подсовывают документ об отказе от лечения по стандартам оказания медпомощи, что является хитростью со стороны медорганизации. Если он не подписывает этот отказ, считается, что ему оказали услугу ненадлежащего качества.

А если подписал – какие вопросы, что называется? Человек же сам отказался от стандартного лечения. И дальше можно ему предлагать все что угодно, вплоть до абсурдных схем лечения. Потому в случае принятия нормы об обязательном поэтапном согласии пациента на каждый шаг со стороны врачей есть шанс не переплатить за ненужные обследования и неэффективные решения. А главное – в случае конфликта с клиникой можно защитить себя в суде, поясняет Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: У потребителя появляется возможность использовать статью 10 закона "О правах потребителя" – о неполноценном и недостоверном информировании. Вот это их остановит. А сам пациент их не остановит, только судебная практика и штрафы.

Безусловно, ответственность врачей за ненадлежащее лечение никто не отменял. Это есть и сейчас. Но существуют пробелы, которые активно используются недобросовестными руководителями клиник. Потому требуются серьезные корректировки. Например, предлагается обязать медорганизации получать согласие пациента на каждую манипуляцию. Кроме того, предлагается установить срок хранения договора клиникой – не менее 3 лет, поскольку недостатки оказанных медуслуг могут обнаружиться по прошествии времени. А пациенты не всегда хранят договоры.

Главная задача – сделать так, чтобы услуги – и платные, и по ОМС – оказывались точно по медстандартам, поясняет Семен Гальперин. Тогда пациент будет защищен и от неэффективного лечения, и от дельцов от медицины, да и лишних трат.

ГАЛЬПЕРИН: Мы должны стремиться к тому, чтобы платная медпомощь никак не отличалась от бесплатной, потому что мы все-таки опираемся на законодательство нашей страны, которое не разделяет оказание медицинской помощи по источнику формирования платы.

В новых нормах предусматривается также еще один важный момент: финансовая ответственность медицинской организации за оказание некачественных медицинских услуг платного характера. В этом случае клиника обязана вернуть средства за услугу, а также компенсировать ущерб, нанесенный некачественным лечением, а возможно, и понести другую ответственность, предусмотренную законом.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация