Авторские материалы Дистанционное обучение: чем меньше, тем лучше

7 апреля 2021, 13:39

Персоны

В Госдуме намерены ввести запрет на дистанционное обучение для школьников младших и средних классов. Привлекать учеников к участию в экспериментах по разработке, апробации и внедрению новых образовательных технологий также будет запрещено. По мнению авторов инициативы, все это способно подорвать здоровье школьников. Как учеба в режиме онлайн влияет на наших детей, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Школьная "дистанционка" стала необходимостью в самой острой фазе пандемии и во многом спасла и учеников, и их родственников от заражения. Но продолжать в том же духе не стоит. Условия такой учебы, увы, не лучшим образом сказываются на школьниках. Как результат – не только пробелы в образовании (особенно это чувствуется в регионах), но и проблемы со здоровьем. Специалисты констатируют увеличение числа случаев ожирения, сколиоза, плоскостопия, а также психологических проблем у школьников в течение 2020 года. И это неудивительно, говорит нейрофизиолог Ольга Туркина. Удаленная форма обучения – не лучшая идея для растущего, развивающегося организма.

ТУРКИНА: Ограничиваются возможности межличностного, социального общения. Отсутствует физическая активность. Если в школу дети хотя бы ходят пешком туда и назад или ездят на транспорте, то на "дистанционке" они сидят дома буквально целый день за этими компьютерами, выполняют тонну работы, которую им задают. Постоянное отсутствие физической активности и смотрение в одну точку, конечно, приведет к проблемам с сердечно-сосудистой системой, с опорно-двигательной системой, со зрением.

Особенно серьезно это сказывается на учениках начальной школы. Им категорически противопоказаны столь длительные онлайн-уроки. Возраст 7 – 12 лет – это период роста, активности, накопления базовых знаний и навыков социализации. Потому в этот момент так важен прямой контакт как с учителем, так и со сверстниками. Лишение такого опыта может отразиться в будущем.

Что касается самой учебы, то здесь не все однозначно плохо. Так, как показали исследования международной программы по оценке учебных достижений, за прошедший год российские школьники улучшили показатели по читательской и математической грамотности, несмотря на пандемию. А вот результаты естественно-научной грамотности, напротив, стали хуже. И это объяснимо. Для этих знаний важны практикумы: работа в лабораториях, проектная деятельность, совместная работа. Всего этого онлайн-формат не предполагает.

Однако в некоторых регионах, где по-прежнему высокий риск заражений, до сих пор используют онлайн-формат. И где-то "дистанционка" – под угрозой срыва из-за отсутствия технических возможностей. На это обратил внимание министр просвещения Сергей Кравцов. Он сообщил, что его ведомство запускает платформу "Онлайн-образование", чтобы родители могли иметь доступ к учебникам, которые вошли в федеральный перечень.

Платформа уже размещена в Интернете. Как рассказал Сергей Кравцов, в тех местах, где нет высокоскоростного Интернета, помогут возможности телеканалов. На это счёт есть договоренность. Но главное – эта платформа должна помогать учителям. По его словам, материалы были разработаны и подготовлены ведущими методистами. Часть базовых предметов уже выложена, до мая платформа будет наполняться содержанием.

Со временем доля дистанционной формы учебы должна будет снижаться. Какой период "дистанционка" может быть безболезненной для организма ребенка? На эту тему пока нет определенных исследований, но больше года – это уже перебор, говорит Ольга Туркина. Чем меньше, тем лучше.

ТУРКИНА: Я думаю, что это должен быть очень короткий период времени. Даже с психологической точки зрения детям, особенно младшеклассникам, нужно общение, движение. Год – это уже очень много. Сколько школьники там на карантине сидели? Университеты – более полугода, и даже взрослые студенты чувствовали себя не очень комфортно. Они уже хотели вернуться в "реальный режим".

Кстати, претензии к дистанционному формату обучения высказывали и родители школьников, причем на протяжении всего карантина. Многих не устраивали как организационные моменты, так и результат. Некоторые даже сравнивали онлайн-обучение с самообразованием. Жаловались родители и на ухудшение состояния здоровья детей. Однако в Роспотребнадзоре подчеркивают, что дистанционное обучение помогло остановить распространение инфекции в период пандемии. Но использовать этот вид учебы вне пика тяжелых инфекций, признают специалисты, не стоит.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация