Авторские материалы Религиозная реанимация: в РПЦ решили регламентировать обряд экзорцизма
Персоны
Изгонять бесов – строго по правилам. В РПЦ подготовили документ, который строго регламентирует обряд экзорцизма. Текст пока не разглашается. Но представители отдела внешних церковных связей сообщают, что в нём будет описана история практик экзорцизма и раскрыты предложения по их унификации. Как и кто изгоняет нечистую силу из людей и чем опасно проведение обряда? Подробности – у корреспондента "Вестей ФМ" Екатерины Косинец.
Экстатические крики, слёзы, распятие и молитва – это, скорее, сцена из фильма. В православии чин изгнания бесов – самый, пожалуй, сложный и спорный. Спорный – потому, что многие миряне относятся к нему как к некому магическому обряду. Хотя христианство и эзотерика – несовместимы. Но это никогда не останавливало экстрасенсов, которые обещают снять порчу или заговорить на удачу в комнате, уставленной иконами, чередуя магические заклинания и молитвы.
За обряды экзорцизма берутся не только священники, но и медиумы и экстрасенсы. Трудно остаться в стороне, когда на услугу такой большой спрос. За последние годы он вырос в разы. Особенно на Западе. В европейских странах обращения к экзорцистам исчисляются сотнями тысяч в год. Согласно результатам опроса, половина американцев считает одержимость нечистой силой вполне реальной угрозой.
Некоторые родители уверены, что причина плохого поведения детей – бесы. Пытаются самостоятельно проводить обряд экзорцизма – так, как они это понимают. На видео из Волгограда связанного ребёнка обдают освящённой водой и намазывают чесноком. В итоге вместо изгнания бесов самопровозглашенные экзорцисты, сами того не желая, призвали органы опеки. Домой пришли с проверкой. Правда, эксперты сочли, что жизни ребёнка ничего не угрожает, и оставили его в семье.
У Церкви отношение к обряду – подчёркнуто осторожное. Его проводят только священники по особому дозволению архиерея. Единственным в России, кому официально было разрешено проводить "отчитки", был отец Герман (Чесноков). Насельник Троице-Сергиевой лавры был надеждой на спасение от напасти для сотен верующих. Но в августе прошлого года его не стало. Архимандрит-экзорцист скончался от осложнений, вызванных коронавирусом.
Теперь за дело берутся те, кто имеет достаточно духовного опыта. Регламент, разработанный РПЦ, должен внести ясность и определить, кто действительно может проводить обряд. Самодеятельность в этом вопросе не только опасна, но и может граничить с ересью, предостерегают представители Церкви.
Для православного путь к спасению – это исповедь и причастие. И вот когда человек не может самостоятельно двигаться по этому пути, нужна помощь. Это, по сути, – "религиозная реанимация", когда человек уже не способен ни самостоятельно, ни с помощью врачей избавиться от наваждения.
Представители Церкви говорят, что за отчиткой обращаются многие. Среди них тех, кто действительно страдает от недуга, – совсем небольшой процент. Люди склонны перекладывать ответственность за свои проблемы на неведомого беса. Многим это проще, чем осознать болезнь и добровольно отправиться к психиатру.
Практика экзорцизма у многих ассоциируется, скорее, с католической церковью. В кино и литературе чаще всего участники сцен изгнания бесов – именно католики. Но на практике и там предусмотрена серьёзная подготовка: перед тем как прийти на обряд к священнику, предполагаемый одержимый должен пройти психологическую и психиатрическую проверку, чтобы подтвердить, что проблемы – не медицинского, а именно духовного порядка.
Подобные обряд есть во многих других религиях. В исламе, например, тоже изгоняют "непрошенных гостей". Но не бесов, а джиннов. Это они, считается, мешают жить праведному мусульманину. Как и в христианстве, обряд совершают духовные чины по особому разрешению. Нередко в процессе выселения джиннов больного избивают.
Последователи буддизма тоже бояться оказаться во власти демонов. Но если с кем-то это всё же происходит, злых духов по-буддистски, гуманно, просят покинуть тело – ритуалы призваны задобрить нечисть и вежливо пригласить к выходу. Если сущность упрямится, то её переселяют в какой-либо предмет, который потом уничтожают.
Иудеи опасаются встретиться с диббуком. Это душа грешника, которая не смогла найти пристанище в загробном мире и поселилась в чужом теле. Во время обряда изгнания читают заупокойные молитвы, чтобы дух, наконец, обрел покой. При этом обязательно присутствуют свидетели – 10 совершеннолетних мужчин-евреев.
Поводом заподозрить человека в одержимости всегда становились случаи, когда верующие, воцерковлённые люди вдруг отказывались близко подходить к храму, а при виде икон или чтении молитв испытывали нешуточные физические страдания. Один из самых ярких примеров – немка Аннелиза Михель. Девушка выросла христианкой, но в 16 лет у неё появились отвращение к церкви и ряд заболеваний: эпилепсия, депрессия и другие. Медикаментозное лечение не помогало, а посмертное вскрытие показало, что эпилепсии не было вовсе. Серия обрядов не помогла. Девушка умерла от истощения: демоны запрещали ей есть и пить.
Самым известным католическим гонителем бесов считается итальянский священник Габриэле Аморт. Он был назначен главным экзорцистом Ватикана. Аморт говорил, что за годы своего служения провёл сотни тысяч обрядов. Такие цифры у многих вызывали сомнение. Но священник вёл учёт количеству изгнанных бесов, а не проведённых сеансов, утверждая, что в одном человеке их может быть сразу несколько. Признавался, что тратил на обряд от пары минут до нескольких часов – в зависимости от сложности случая. Однако работал далеко не с каждым, кто обращался за помощью. По католическим правилам, прежде чем приступить к изгнанию, Аморт отправлял страждущих на консультацию психиатра. И только если врач не мог помочь, соглашался провести обряд. Тем, в ком не видел нечистой силы, прямо об этом говорил, рекомендуя обратиться к хорошему ветеринару.