Интервью "Сначала привить культуру, а потом накладывать на нее мастерство"

15 мая 2021, 01:09

Персоны

История появления художницы Натальи Нестеровой в ГИТИСе. Рождение удивительного факультета.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Среди тех, кто преподает в ГИТИСе, есть абсолютно уникальный человек, очень известный художник – это Наталья Нестерова. Наталья Игоревна, я приветствую вас в этой студии.

НЕСТЕРОВА: Спасибо.

ЗАСЛАВСКИЙ: Расскажите, как вообще вы оказались в ГИТИСе. Потому что все-таки вы человек другой школы, хотя…

НЕСТЕРОВА: Вот я просто начинаю с того, что наши родители (мои папа, мама и Сережина мама)…

ЗАСЛАВСКИЙ: Бархина.

НЕСТЕРОВА: Бархина, Бархина, конечно. Учились вместе в институте.

ЗАСЛАВСКИЙ: В архитектурном.

НЕСТЕРОВА: Да, конечно. Это довоенные были годы. И вот Сережа, у него был какой-то такой, наверное, перерыв. Он ушел, по-моему, из театра Станиславского и Немировича. И в это время в ГИТИСе появился, на мой взгляд, абсолютный гений – это был Сергей Александрович Исаев. И вот они с Сергеем Михайловичем Бархиным решили, поскольку в ГИТИСе не было кафедры сценографии, и вот они образовали этот факультет. И это было, конечно, удивительно и интересно. Мне, например, просто повезло, вероятно, в жизни, потому что, например, Сергей Михайлович Бархин позвал меня в Большой, и я сделала спектакль там. Не знаю, это, наверное, было самое счастливое, это вот когда Сергей Михайлович стал работать в Большом театре.

ЗАСЛАВСКИЙ: Главным художником, да.

НЕСТЕРОВА: Главным художником, с Васильевым они вместе пришли. И вот с тех пор, это с 92-го года, так я там и существую. Я чувствую просто, во-первых, ответственность перед своими студентами. Все-таки живопись – это не профилирующий момент на нашем факультете. Ну и вот так вот мы начинали, собственно говоря, втроем. Это был Сергей Михайлович – наш главный, Станислав Федорович Морозов и я, собственно говоря. Да, потом у нас был замечательный Лева Фетисов, это был тоже гениальный макетчик. Знаете, с огромными руками, и всё, и делал совершенно какие-то ювелирные вещи. Потом постепенно-постепенно стали появляться еще другие люди там. И вот первый, например, наш набор пришел такой полуслучайный, кто-то пришел из художественной школы, а ваши они уже интеллектуально наполненные. Может быть, они не совсем научились вот там рисованию, живописи, но их интеллект поднялся. Поэтому я только могу пропеть осанну, потому, правда, вот Исаев (царствие небесное), мне кажется, он был просто гений, какой-то самородок такой, скончавшийся тоже как гений.

ЗАСЛАВСКИЙ: Расскажите, пожалуйста, вот студенты, наверное, некоторые не знают, какая вы выдающаяся, какая вы известная, но они вас любят. Что их в вас покоряет, как вы думаете? Потому что, ну знаете, я, например, я, когда вас вижу, я уже испытываю пиетет, и как бы уже приближаясь, вы для меня всегда, естественно, выше, чем я. Потому что я знаю, кто вы, какая история, выдающийся вы художник. Те, кто сегодня не знает, как вот этот прекрасный мальчик, который талантливый, поступил к Кудряшову, но он не знал, кто это такой, не читал его книжки и так далее, вот что их в вас располагает, и что, как вы думаете, их покоряет в вас?

НЕСТЕРОВА: Ну, во-первых, это нужно спросить их прежде всего. Я не давлю на них, я их не поучаю. Я вот единственное, что я говорю, что вы должны думать, сначала думать...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация