Хочу всё знать Мой район. Левобережный район
Персоны
А.ВЕСЕЛКИН: Товарищи дети дорогие, товарищи взрослые дорогие, всем прекрасного, замечательного, доброго утра. Осеннее утро, прекрасно, ни луча солнца нет, ничего, поэтому можно сосредоточиться на шоу «Хочу все знать». Денис Николаев, Денис Евгеньевич, доброе утро.
Д.НИКОЛАЕВ: Доброе утро. И Алексей Алексеевич Веселкин, здравствуйте, дорогие. «Хочу все знать». Мы продолжаем наше знакомство с замечательной Москвой. Сегодня с нами вновь на связи историк и экскурсовод Филипп Смирнов. Филипп, здравствуйте.
Ф.СМИРНОВ: Здравствуйте.
А.ВЕСЕЛКИН: Здравствуйте, Филипп.
Д.НИКОЛАЕВ: Сегодня мы поговорим про район Левобережный, его называют нередко морскими воротами столицы, поскольку одной из границ района служит канал имени Москвы. Здесь расположен Северный речной вокзал, Северный речной порт, Московское речное пароходство. И вообще здание Северного речного вокзала в этом году было таким магнитом, все туда ездили, смотрели, как его восстановили, это выдающейся образец сталинского ампира, памятник архитектуры. И вообще задумывался он, как стилизация под Дворец дожей, Дворец дождей в Венеции. И в фильмах мы его тоже видели, насколько я помню, в «Волге-Волге» он был, в «Гонках по вертикали». В общем, что еще интересного есть в районе Левобережный, мы сейчас у Филиппа и узнаем.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, сейчас узнаем. И надо уточнить, дожей или дождей, потому что Дворец дожей есть в Венеции.
Д.НИКОЛАЕВ: Мне кажется, Дворец дождей, Дворец дожей, я же, по-моему, правильно сначала сказал.
А.ВЕСЕЛКИН: Правильно сказали, да, сначала правильно, а потом решили вдруг вспомнить про дождь, который сегодня обещали в Москве, и сказали про этот самый дождь.
Д.НИКОЛАЕВ: Дворец дожей, конечно.
А.ВЕСЕЛКИН: Значит, товарищи, вот тут нужно всех, естественно, кто не был в этом прекрасном месте, имеется в виду этот вокзал уникальный, там, действительно, дело даже не в самом вокзале, хотя его восстановили прекрасно, но и сама территория уникальная. Если кто любит гулять, вообще находиться и среди людей, и не учитывать присутствие людей, там огромная территория, в общем, там нужно побывать.
Вопрос первый. Значит, давайте с районом определимся. Где проходит граница этого самого района, и когда он был образован? Потому что мы, действительно, живем в районах, вот, кстати говоря, очень любопытно, но представления, для чего они были образованы эти районы, как они делились, по какому принципу, и когда возникло это деление, мы не знаем.
Ф.СМИРНОВ: Ну, знаете, этот вопрос, конечно, хорошо, но сначала я позволю себе прокомментировать относительно Дворца дожей.
А.ВЕСЕЛКИН: Да.
Ф.СМИРНОВ: Это точное название, это самая главная, наверное, достопримечательность площади Святого Марка в Венеции, и построен он не позднее 1424 года. И так сложилось, что в период так называемого сталинского ампира архитекторы довольно часто черпали вдохновение в книге Андреа Палладио, это книга XVI века, где всевозможные произведения римской архитектуры, итальянской архитектуры показывались, как образцовые. И, собственно, отчасти Северный речной вокзал похож на, собственно, Дворец дожей в Венеции. Но, скорее, это такая, это парафраз, а не прямое цитирование.
А.ВЕСЕЛКИН: Нет, нет, это парафраз, конечно, да.
Ф.СМИРНОВ: А теперь по поводу, собственно говоря, границы района. Район был образован Левобережный в 1991 году, это уже соответственно постсоветское пространство, и его границы проложили по осевой линии Химкинского водохранилища и Бутаковского залива, по МКАДу с другой стороны, а также по улицам Левобережной, Беломорской, Фестивальной, Лавочкина, Смольной и Флотской. И также у нас есть еще граница Ленинградское шоссе, собственно, ну, ее часть, вернее, которая примыкает к уже следующему району, который называется Войковский.
Интересно и стоит сказать следующее, что вообще, в принципе, вот сегодня мы с вами довольно часто слышим о том, что престижный район для проживания в современной Москве это Рублёвка и все к ней примыкающее – Крылатское и все в ту сторону. А до войны и, собственно, начиная с середины XIX века таким престижным районом являлся, собственно, Левобережный нынешний, его территория. И, более того, дореволюционные дачи в очень большом количестве находились как раз в Ховрино, в Левобережном и на Сходне. И вот живописные долины речушек местных Сходни, Химки, они использовались москвичами именно для такого вот расселения на лето.
Это довольно просто объяснимо. Дело в том, что до 1918 года столицей был Санкт-Петербург, и, естественно, вдоль самой престижной трассы в сторону столицы было логично устраивать всевозможные, ну, мало ли, по делам вызовут или еще что-то. И, на самом деле, это из окраинных районов Москвы это один из первых районов, где была произведена телефонизация.
И это престижное направление подхватили, естественно, большевики и после 1918 года очень активно развивали именно направление на Санкт-Петербург, на колыбель мировой революции, на Петроград. И поэтому очень большое число всевозможных достопримечательностей, которые имеют отношение к периоду довоенному московскому, расположились как раз вдоль санкт-петербургской трассы.
Это и Водный стадион, это и Центральный аэродром, где сейчас всевозможные жилые корпуса выстроены напротив Петровского путевого дворца. И, собственно говоря, сам Северный речной вокзал, который начали строить в 1933 году, завершили строительство в 1937, и который с момента его появления на месте, на этом, собственно, Москва получила свое наименование довольно такое избитое, но, тем не менее, порт пяти морей, она называется именно потому, что с Северного речного вокзала, действительно, можно добраться, как в сторону Каспия можно отправиться, так и в сторону Балтики. И таким образом, собственно, мы можем с вами попасть в разного рода уголки нашей страны, воспользовавшись только водным транспортом.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, вот очень любопытно, действительно, мы не задумывались, что столица-то, мы уже привыкли, что столица нашей родины город Москва, а не учитываем, что по историческим меркам не так давно мы сюда переехали в эту новую столицу.
Д.НИКОЛАЕВ: Вернулись.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, вернулись. Вот вы сказали, а сам район, видите, получается, что он образовался в том виде, в котором он сейчас есть, только в 1991 году. А какие исторические архитектурные памятники еще есть в районе? Вы и Путевой дворец упомянули, но он, естественно, на трассе на Ленинградской находится.
Ф.СМИРНОВ: Да, да, конечно, он находится на трассе. Но, в принципе, понимаете, Левобережный сейчас все-таки довольно маленькое административное образование.
А.ВЕСЕЛКИН: Понятно, да.
Ф.СМИРНОВ: Он очень небольшой пятачок такой. Там, конечно, есть, безусловно, и дореволюционные постройки, но сейчас района славится все-таки другим. Он славится тем, что входит в состав так называемых «легких» столицы и благодаря наличию в нем нескольких парков, это довольно часто используется москвичами, для того чтобы как будто бы быть в городе, но одновременно на природе.
И, таким образом, и, собственно, из исторических достопримечательностей, ну, скорее, из советской эпохи я бы назвал, наверное, на улице Левобережной, которая носит название района, располагается построенная в 1960-е годы гостиница, которая носит название «Союз». И в этой гостинице снимались всем знакомые, и скоро они опять будут вовсю идти по телевидению, «Чародеи» фильм замечательный. И, в частности, когда Валентин Гафт выходит в поле, оборачивается и смотрит на здание института, одновременно с ним он видит как раз гостиницу «Союз», на которую нахлобучена такая очень интересная щипцовая крыша, ну, то есть, как у старого теремка крыша. Это все вот как раз касается именно вот этой вот гостиницы из таких достопримечательностей.
Есть и более как бы тоже важное для нас сейчас, когда мы осмысляем происходившее буквально в краткосрочном от нас удалении, осмысляем те события, которые были с Москвой, в этом году 80 лет битве за Москву. И соответственно все оборонные мероприятия, ну, дело в том, что войска фашистов подошли довольно близко к городу, и было (неразборчиво). И вот по парку Левобережный проходит краеведческий маршрут. Он существовал еще с послевоенных времен по линии обороны там, где мы можем увидеть окопы, мы можем увидеть блиндажи, можем увидеть всевозможные траншеи, которые были сделаны московским ополчением в период как раз октября, конца сентября, начала октября 1941 года, когда мы на левом берегу соответственно, вернее, наши предки планировали давать финальный бой перед вступлением, ну, вернее, чтобы остановить, чтобы не допустить вступления немецких войск в Москву. И это было грандиозным масштабным мероприятием, где был использован труд всех мобилизованных москвичей, в том числе, в строительстве рубежа обороны участвовали подростки 13-18 лет, которые наравне со взрослыми копали траншеи.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, ну, уже тут разговор о возрасте, кто может, не может, речь шла о выживании.
Д.НИКОЛАЕВ: Да, тут вариантов не было.
А.ВЕСЕЛКИН: Государства. Поэтому все поднялись и это очень важно. Хорошо, что вы напомнили, чтобы посмотреть. Мы живем достаточно комфортно, кстати говоря.
Д.НИКОЛАЕВ: Не то слово.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, и поэтому вот этот вот объект, о котором вы упомянули, линия последней обороны, нужно с этим познакомиться.
Д.НИКОЛАЕВ: Алексей Алексеевич, давайте сделаем паузу небольшую и продолжим буквально через минуту.
А.ВЕСЕЛКИН: Хорошо. Мы находимся в районе Левобережный. С нами на связи историк и экскурсовод Филипп Смирнов. Мы остановились, вышли на паузу как раз, когда я еще раз вспомнил линию обороны, которую можно посмотреть в районе Левобережный. И мы говорили про парки. А еще вот, если возможно, упомянуть об объектах предприятий. Потому что раньше, вот Москва сейчас эти объекты выводит за границы Москвы, но ведь огромное количество людей работало на этих предприятиях, они создавались, и сейчас они или, к сожалению, или, к счастью, как посмотреть на это, исчезают. Что было, что производилось и где работали, и чего уже нет, и что осталось?
Ф.СМИРНОВ: Ну, на территории Левобережного района было довольно большое число предприятий, которые отчасти сохраняются, потому что вообще развитие района связано в категорической форме с водой и с Химкинским водохранилищем. До какого-то момента, собственно, ну, до 30-х годов XX века Левобережный выглядел совершенно иначе. Было несколько населенных пунктов, ну, 3 деревни, и затем при строительстве, естественно, что эти земли, ну, изменили свой ландшафт из-за того, что пришла вода.
И одновременно с приходом воды изменилось, собственно, и смысловое содержание рабочей повестки дня. Потому что появился, например, замечательный Северный речной порт, это огромный терминал, куда приходят всевозможные грузы, где эти грузы, и, наоборот, и отправляются из Москвы эти грузы, где по дороге по автомобильной, где в период навигации отправляются они, естественно, по воде
Затем там же рядом располагается, собственно, предприятие, головное предприятие, целого каскада транспортных предприятий это Северный речной вокзал. Потому что при всем то, что это просто красивое здание, которое взяло всевозможные призы, и было отреставрировано в прошлом году, и стало новой точкой притяжения людей, помимо всего прочего, это, собственно, наверное, сердце транспортной, сердце водного транспорта.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, это же рабочая территория-то, в принципе.
Ф.СМИРНОВ: Да, конечно, это полностью рабочая территория. Тем более что сейчас в результате реализации программы «Мой район» было изменено пространство вокруг Северного речного вокзала, и был благоустроен, собственно, парк и парк Северного речного вокзала, и примыкающий к нему парк Дружбы. И это стало, ну, тоже там же есть рабочие места, всевозможные кафе вдоль набережной, всевозможная инфраструктура, это же тоже надо обслуживать, все должно грамотно работать, там и парковки.
Были созданы новые рабочие места и, в том числе, рабочие места были созданы в территориях, примыкающих к этому парку, потому что там была изменена инфраструктура, и там появилось несколько предприятий современных. Заехали туда всевозможные высокотехнологичные фирмы, которые также продолжают славную рабочую историю этого района.
Из стародавних территорий был знаменитый на всю Москву 15-й Таксомоторный парк, сохраняет свое положение. И, да, может быть, там уже нет колон, собственно, государственного такси, но оттуда выходят на маршруты обычные автомобили. А почему известный, потому что, собственно, Левобережный это первый район Москвы, который встречает прибывших в нашу страну гостей из стран дальнего и ближнего зарубежья, так как буквально в 20 километрах от Левобережного находится международный аэропорт «Шереметьево», через который, собственно, приезжают в Москву гости.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, это важный район, ну, с точки зрения…
Д.НИКОЛАЕВ: И мы еще возвращаемся, если куда-то улетали.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, и мы возвращаемся, в какой прекрасный город мы возвращаемся.
Ф.СМИРНОВ: Конечно.
А.ВЕСЕЛКИН: То есть можно считать, что это такие и воздушные, и водные ворота в наш прекрасный город. Ну, у нас совсем немного времени осталось, Денис Евгеньевич.
Д.НИКОЛАЕВ: Ну, чуть-чуть, да, буквально пара. Один вопрос, я думаю, можем разобрать какой-то.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, нет, во-первых, мы должны упомянуть, что мы программу нашу строим в связи с, извините за тавтологию, с программой «Мой район», это программа Мэра Москвы, которая появилась в 2018 году. И вот, благодаря как раз нам, Денис Евгеньевич, с вами, мы же активные москвичи, мы направляли…
Д.НИКОЛАЕВ: Мы да.
А.ВЕСЕЛКИН: Направляли свои пожелания к улучшению конкретных районов, и сегодня мы говорили о районе Левобережный. Дорогие товарищи, кто не был, например, во вновь открытом объекте Речного вокзала, обязательно, вы обязаны просто посетить его.
Д.НИКОЛАЕВ: Там очень красиво.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, там очень красиво.
Ф.СМИРНОВ: Я бы позволил себе ознакомить вас со следующей информацией. В этом районе содержится единственный в Москве замечательный памятник Сервантесу. И это не простой памятник, а это памятник, который был подарен Москве Испанией. Он стоит в парке Дружбы почти напротив входа на Северный речной вокзал.
И вот в результате как раз реализации, одним из вопросов реализации программы «Мой район» было предложение жителей местных, собственно, облагородить территорию вокруг этого памятника, потому что у памятника все время воровали шпагу. Потому что не хватало фонарей.
Д.НИКОЛАЕВ: Ох, уж эти, московские д’Артаньяны, которые не могут жить…
Ф.СМИРНОВ: Они, собственно, не д’Артаньяны, они сдавали это на цветной металл. И город был вынужден докомпановывать все время этот памятник в рамках реставрационных работ. Вот, чтобы этого не происходило, в принципе, москвичи обратили внимание, сделали предложение.
А.ВЕСЕЛКИН: Облагородили, ну, прекрасно.
Д.НИКОЛАЕВ: Спасибо большое. У нас на связи был Филипп Смирнов, историк, экскурсовод. У нас время перемены.
Хочу всё знать. Все выпуски
- Все аудио
- 20 тысяч лье под водой
- 80 дней вокруг света
- Let it bee
- Астрономия
- Биология
- Богатыри. Загадочный мир прошлого
- Большое путешествие: Русская Африка
- В гости к папуасам: по следам Миклухо-Маклая
- В мастерской художника
- Внеклассное чтение
- Вокруг света за 80 изобретений
- Галактика эмоций
- География
- Двенадцать подвигов Геракла
- Живые ископаемые
- Жизнь замечательных идей
- Затерянные во льдах
- Затерянный мир
- Звёздная величина: Циолковский
- Искусство
- История
- История России
- Как это устроено
- Классическая музыка
- Книга джунглей
- Красная книга Земли
- Круговорот природы
- Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского
- Культурология
- Курс повышения знаний
- Летние чтения
- Литературоведение
- Математика
- Мир глазами художника
- Мифы Древней Греции
- Мифы и легенды Древнего Востока
- Музыкальная литература
- ОБЖ
- Окружающий мир
- Острова мира
- Открытие Антарктиды
- Парадоксы языка
- Простая математика
- Путешествие Нильса с дикими гусями
- Пётр I
- Развитие мышления
- Реки мира
- Риторика
- Родительский час
- Русский язык