Картинка

Авторские материалы Больше хранилищ, хороших и разных! Как сохранить урожай и стабильные цены на продукты

12 ноября 2021, 16:13

Персоны

Что имеем – не храним? За 3 года в России должны быть построены хранилища на 320 тысяч тонн овощей. Это – один из способов стабилизировать цены на продукты из "борщевого набора", считают чиновники Минсельхоза. Однако инвесторы относятся к подобным планам без особого энтузиазма – как раз из-за волатильности цен на сельхозпродукцию. Кто будет строить овощехранилища и какими эти объекты должны быть? Выяснял Сергей Артемов.

Больше хранилищ, хороших и разных! Такие планы озвучиваются в Минсельхозе регулярно. И потребность в этих сооружениях – постоянно растёт. Вот новости разных лет – навскидку.

2013 год: "Большинство овощехранилищ были построено 40 – 50 лет назад. В Центральной России картофель и овощи ссыпают зачастую в простейшие хранилища, которые укрывают соломой и присыпают сверху землей, чтобы ее не раздуло ветром".

2017-й: "Крестьяне вынуждены дешево продавать овощи, если не могут отдать их на хранение, а когда запасы кончаются – вдруг взлетают цены. А цены на мясо, овощи и фрукты совокупно создают почти половину инфляционных колебаний". Это – слова главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной.

Годом позже: "По оценкам Плодоовощного союза, критически важно в ближайшее время построить хранилища на 2,5 миллиона тонн овощей. Минсельхоз прикидывает более значительные цифры – на 3 миллиона тонн".

2019-й: "Минсельхоз объявил о строительстве в этом году хранилищ для картофеля и овощей открытого грунта мощностью 443 тысячи тонн. Для реализации задачи предложено выделить субсидии на сумму более 600 миллионов рублей".

И совсем недавно в ведомстве огласили программу строительства хранилищ на 320 тысяч тонн. В течение 3 лет. Цифры – серьезные, но сколько России нужно хранилищ? И сколько есть сейчас? Ежегодный урожай овощей в стране – около 8,5 миллиона тонн, говорит директор по развитию журнала "Картофельные системы" Виктор Ковалев.

КОВАЛЕВ: Если учитывать все хранение – от обычных погребов до суперсовременных хранилищ, то в России сейчас порядка 5 миллионов тонн хранения овощей – картофеля и в целом "борщевого набора".

Дефицит есть, но не в 3 миллиона тонн. Потому что часть овощей отправляется на корм скоту. Часть – на переработку. Но строить все равно нужно быстро и много. У Картофельного союза России – свои оценки потребностей в хранении; их уже отправили письмом в Минсельхоз, рассказывает исполнительный директор ассоциации Алексей Красильников.

КРАСИЛЬНИКОВ: На наш взгляд, и 320 тысяч, о которых заявили в правительстве, – это неплохо. Но чтобы в текущий момент снять острую проблему с дефицитом картофеля и овощей, особенно в весенний период, когда заканчиваются ресурсы и на наш рынок начинает поступать дорогой импорт, показатели, которые мы хотели бы получить, – минимум 300 тысяч тонн под картофель, 60 тысяч тонн – под капусту белокочанную, столько же – под морковь, под свеклу столовую – 20 тысяч тонн. И общий объем – 440 тысяч тонн.

И это реально исполнить, если уровень государственных субсидий будет поднят с текущих 20% стоимости проектов вдвое, полагает Алексей Красильников.

КРАСИЛЬНИКОВ: Не просто где-то в чистом поле построить хранилище... А что туда класть – один мешок картошки? А вот если такая поддержка будет оказана, прежде всего крупным товаропроизводителям и среднему формату… Во-первых, эти предприятия имеют опыт производства продукции в масштабном количестве, опыт хранения этой продукции и, соответственно, имеют уже устойчивые связи с товаропроизводящей цепочкой, я имею в виду рынки, торговые сети и переработку.

Понятно, силосную яму, в которую от безысходности свалили картофель, хранилищем можно называть лишь на бумаге. Да и толстые кирпичные стены с вентиляцией – не место, чтобы сваливать туда все вперемешку, отмечает Виктор Ковалев.

КОВАЛЁВ: Если под картофель и свеклу можно использовать одни хранилища, то для моркови и лука хранилища – принципиально разные. Влажность картофеля, точнее, содержание воды в нем, – до 95%, соответственно, нужно хранить его при температуре +4 градуса; влажность лука – порядка 85%, и хранить его нужно при температуре 0 – +1; хранение моркови – при температуре -1 – 0 градусов; свекле – +1,5 – 2 градуса достаточно.

Еще один вопрос: где строить? Там, где выращивают, или там, где покупают? Без оговорок это – дело производителей. У себя, считает Виктор Ковалев.

КОВАЛЁВ: Хранить картофель на месте выгоднее. Сохраненный урожай – уже везти в Москву и Московскую область, непосредственно до места подработки (мелкой фасовки). Мытый картофель уже можно в Москве и Санкт-Петербурге хранить, допустим.

Алексей Красильников на неудачном опыте многих хранилищ и оптово-распределительных центров, ранее открытых в Подмосковье, также разделяет это мнение.

КРАСИЛЬНИКОВ: Реалии показали, что хранение на дорогой московской земле зачастую неэффективно с точки зрения экономики. На наш взгляд, логичнее, правильнее и целесообразнее хранить картофель и овощи "борщевого набора" непосредственно вблизи мест производства.

Современное хранилище – это не стены, а в первую очередь самое эффективное оборудование, говорит коммерческий директор компании "Интерагро" Роман Нуриев.

НУРИЕВ: Оборудование, которое позволяет при соблюдении технологии сохранить продукт с минимальными потерями в течение 6 – 9 месяцев.

Знакомая весенняя картина в магазинах: полусгнившая картошка и пожухлые лук с морковью по неоправданно дорогой цене – часто вовсе не прихоть поставщиков, а последствия хранения в старых помещениях с нарушением технологии, отмечает Роман Нуриев.

НУРИЕВ: Во-первых, оно очень энергонеэффективно, не позволяет сохранить продукт качественно, но при том довольно дорогостоящее в обслуживании. Естественно, все эти издержки вкладываются в стоимость.

При этом возведение нормальных хранилищ одному фермеру не потянуть. Сложно это и нескольким фермерам вскладчину, ведь требуемая площадь сразу вырастает. И тут все снова упирается в субсидии от государства, резюмирует Виктор Ковалев.

КОВАЛЁВ: В среднем у фермера 150 – 200 гектаров под овощи. При урожайности в 40 – 50 тонн с гектара получается 5 тысяч тонн на хранение. Но этому фермеру невыгодно строить хранилище, потому что затраты на капитальное строительство возмещаются в сумме порядка 25 – 50%. Если бы 70% возмещалось, тогда фермер работал бы еще и над качеством.

Качество урожая – отдельная история, независимо от его количества и цены. И это, по мнению экспертов, – первичная характеристика для всего оборота сельхозпродукции. Голландская поговорка гласит: "Хранилище – не больница". И если вы туда поместили гнилой овощ, то свежим и вкусным он не станет ни при каких условиях.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация