Физики и лирики Мой район. Галерея "Измайлово"
Персоны
М.МИТРОФАНОВА: И в рамках шоу «Физики и лирики» мы запускаем рубрику «Мой район». 19 ноября 2021 года в галерее «Измайлово» открывается выставка «Передай соль!» проекта «О другом натюрморте и еде в искусстве». Мы связались с куратором и руководителем галереи «Измайлово» Марией Борисовной Сикириной. Мария Борисовна, вы с нами? Здравствуйте.
М.СИКИРИНА: Да, добрый день, Маргарита, здравствуйте, Александр. Я с вами. Если можно, просто Мария.
М.МИТРОФАНОВА: Хорошо, Мария, ладно.
А.ПУШНОЙ: Здравствуйте.
М.МИТРОФАНОВА: Тогда вопрос первый. Вообще о феномене этих галерей районных и вот о том, как вы у себя там, в районе все это организовали? Ну, и потом плавно перейдем к выставке с очень оригинальным названием. Я, кстати, знаю анекдот на эту тему, в конце обязательно расскажу.
М.СИКИРИНА: Отлично. Я с удовольствием расскажу, потому что у нас совершенно уникальный проект для Москвы. Он вообще довольно старый, но в современном виде он сформировался в 2014 году. А вообще галерею начали открывать в конце 1970-х, такие районные галереи. В основном, они были не в центре. Но у нас есть несколько площадок практически в самом центре, ну, например, галерея здесь на Таганке, галерея «А3» на Староконюшенном.
Ну, в основном, это, скажем, «Богородское», «Измайлово», это «Загорье». В общем, это довольно такие отдаленные от центра места. И сначала там просто, ну, кто, что делал, разные вещи. А в 2014 году возникло Объединение «Выставочные залы Москвы» с какой-то единой концепцией. Была идея сделать эти пространства современными, модными и, в общем, вот мы постепенно к этому идем. Это не простой процесс, но очень светлый.
М.МИТРОФАНОВА: Понятно. Ну, а как вообще вот активность, то есть, кто должен больше прилагать усилий, то есть вы, как организатор этих выставок или жители района, или те, кого вы выставляете там? Это же свободный, ну, такой бесплатный, я так понимаю, зал выставочный.
М.СИКИРИНА: Это совершенно правы, это трехсторонний процесс, потому что мы, в общем, очень сильно как-то настроены на то, чтобы вовлекать жителей во все художественные процессы. И мы открыты не только для профессиональных художников, которые участвуют в проектах, и которые выставляются, ну, у нас бывают и персональные выставки, естественно.
Ну, и мы, в общем, ну, кто как, конечно, все довольно разные, но я могу сказать, что у нас в «Измайлово» очень активная и очень интересная вообще такая местная культура локальная, и люди занимаются исследованиями района. И у нас был и продолжается проект об архитектуре Измайлово, его делает Анастасия Петрова, куратор, архитектор, историк архитектуры. Он у нас вот уже два года идет и будет и в следующем году. То есть, в общем, это, правда, плод совместных усилий, и это очень важно, чтобы это было так.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, вы сказали о профессиональных художниках и любителях. Все-таки есть разница. И вот как вы их распределяете, кто приходит, и как вы потом уже пришли к организации этой выставки «Передай соль!»? Это же надо такое… Пушной, ты помнишь этот анекдот? В чем смысл жизни, не помнишь? Как мужик пришел…
А.ПУШНОЙ: Ну, расскажи, я не очень помню.
М.МИТРОФАНОВА: Нет, сейчас не буду, я заинтригую до конца, и Машу тоже тогда. Давайте как раз по художникам пройдемся.
М.СИКИРИНА: Да, вы, кстати говоря, я буду очень рада, если вы его расскажете, потому что этот анекдот как раз то, из чего я исходила в создании этого проекта. А я очень плохо рассказываю анекдоты, ужасно.
М.МИТРОФАНОВА: Да, я тоже, кстати. Ну, ладно, попробуем.
М.СИКИРИНА: Поэтому я буду вам крайне благодарна.
М.МИТРОФАНОВА: Хорошо. Отбор художников.
М.СИКИРИНА: Это процесс, который совершенно формализовать невозможно. С одной стороны, есть круг художников, с которыми мы уже работаем вот, потому что мы знаем, что они очень хороши, и потому что они хотят у нас выставиться. Но ограничиваться этим кругом неправильно, поэтому, во-первых, мы часто проводим опен-колл, то есть мы даем клич в соцсетях, обычно это работает очень хорошо.
Приходит много новых авторов на какую-то тему или, может быть, иногда это бывает просто – ребята, давайте, вот смотрите, у нас есть возможность в следующем году сделать какие-то интересные проекты, предложите что-то. Это на уровне всего Объединения «Выставочные залы Москвы» происходит у нас фактически целый год. На сайте Объединения работает сбор проектов, и люди могут, как профессионалы, так и непрофессионалы могут описать свою идею, приложить какой-то визуальный материал, чтобы было понятно вообще, о чем идет речь, и потом кураторы галереи рассматривают эти заявки, что-то, возможно, выбирают, не обязательно.
Ну, я, например, два проекта на следующий год себе тоже выбрала. Так что это бывает очень полезно. Поэтому мы расширяем круг. И совершенно не важно, то есть, нет, важно, насколько хорошо то, что человек делает. Но, вы знаете, сейчас в современном искусстве очень много людей, которые не получили такого академического образования и они, может быть, даже не члены Союза художников, но хуже их это не делает совершенно.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, хотя точно, вы же сказали, когда об «Измайлово» и отдельной эстетической какой-то направленности района, это же там были огромные вернисажи в Измайлово. Они и продолжаются как-то стихийно на улице? Или сейчас все это…
М.СИКИРИНА: Да, вернисаж это измайловский Кремль, вернисаж это такая одна из очень интересных точек в Измайлово. Правда, чисто стилистически она очень от нас далека. Но я отношусь к этому месту с большим каким-то священным ужасом, интересом и восторгом, потому что это параллельный мир. Там не только искусство и не столько искусство, сколько это, и всем, кто там не был, советую туда сходить, потому что попадете вы в зазеркалье, очень интересное место.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, да, там раз побываешь, не забудешь такое, не сможешь развидеть.
М.СИКИРИНА: Никогда, никогда.
М.МИТРОФАНОВА: Да, это, действительно, так. Ну, а, возвращаясь к людям, которые у вас выставляются, это по возрасту и по степени погруженности. То есть, ведь художник, он непонятно, что движет им. Либо, наверное, признание, да, деньги, я не знаю, я по Ван Гогу сужу, не мог не рисовать, а деньги потом пришли, уже миллиарды какие-то там, не пойми чего. Или Фрида Кало, вот сегодня была новость…
М.СИКИРИНА: А, пардон.
М.МИТРОФАНОВА: Да, да, просто у Фриды сегодня продали картину, ее автопортрет за 35 миллионов долларов, по-моему, это самое дорогое приобретение. А Фрида просто там…
М.СИКИРИНА: Хотелось бы порадоваться за Фриду, но уже, к сожалению, не получится.
М.МИТРОФАНОВА: Да, да. Так вот наши художники? А с ними-то как?
М.СИКИРИНА: Они очень разные люди. Это и супер известные, супер профессиональные художники. Ну, скажем, вот в этой выставке участвуют такие потрясающие авторы, как Дарья Кротова-Шлоссер, как Семен Агроскин, как Екатерина Сысоева. В общем, мне сложно называть имена, потому что не хочется всех называть, никого не забыть, поэтому я ограничусь. И это и молодые художники из разных абсолютно городов. Скажем, в этом проекте у нас просто рекордное количество точек, из которых приехали работы. Я назову несколько, это Пермь, это Краснодар, естественно, Питер, это, сейчас подождите, это Пенза. В общем, довольно много городов.
И, в общем, поскольку все это происходит на безвозмездной основе, мы не платим художникам за то, что они у нас выставляются, и они не платят нам за то, что мы их показываем. И я считаю это очень правильным, вообще очень правильной схемой, потому что это не везде так, к сожалению, для художников. Ну, и, как вы понимаете, транспортировка работ это тоже довольно затратно и довольно сложно, поэтому мы очень благодарны всем авторам, которые взяли на себя это, потому что они хотели участвовать в проекте и организовали доставку.
М.МИТРОФАНОВА: А, если заговорили чуть-чуть о деньгах, то, в принципе, можно же что-то купить, с автором договориться или нет? Или вы с налоговой не договорились пока?
М.СИКИРИНА: Можно. Нет, нет, у нас все официально. Мы ведь (неразборчиво) организация муниципальная галерея, поэтому мы продаем искусство, и мы продаем его через кассу.
М.МИТРОФАНОВА: Понятненько.
М.СИКИРИНА: Да, да.
М.МИТРОФАНОВА: Да, действительно, интересно. Ребята, правда, и те, кто живут в районе Измайлово, тот, кто думает, чем заняться в эти выходные, искренне рекомендую. Потому что художник, пока он такой, ну, может быть, не самый распиаренный, и, действительно, может быть, не самые дорогие расценки, и это, действительно, украшение жилища и жизни, когда есть что-то, действительно, профессиональное.
М.СИКИРИНА: Это просто счастье.
М.МИТРОФАНОВА: Да, да, абсолютно. Я помню, я как-то сама удивлялась, а потом смотрю, мамка моя прикупила акварельку Бруни, еще кого-то. Я думаю, о, мать разошлась как в искусствоведчестве. Значит, художников мы сможем на сайте вашем посмотреть. Напомните нам или просто объявите, как, где, что подробности искать, и работы.
М.СИКИРИНА: У нас есть сайт Объединения «Выставочные залы Москвы», «vzmoscow.ru», и там есть информация про выставку и вообще, про все наши галереи, и про все выставки, которые в разных местах проходят. Много информации, так что рекомендую всем. Ну, и, конечно, соцсети, и Объединение, и непосредственно галерея «Измайлово». Ну, думаю, что называть вслух по буквам будет немного жестоко, поэтому это все можно на сайте посмотреть, действительно.
М.МИТРОФАНОВА: А еще раз сайт тогда. То есть, в принципе, вы занимаетесь всеми выставочными пространствами Москвы? То есть не только «Измайлово»?
М.СИКИРИНА: О, нет, я только «Измайлово». Просто говорю обо всем Объединении, потому что мы все-таки единое целое, и коллеги тоже вызывают у меня искреннее восхищение и пиетет, поэтому нельзя о них не сказать.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, мы обязательно тогда, еще раз, Маш, напомните этот адрес. Сейчас я даже у себя гляну.
М.СИКИРИНА: «vzmoscow.ru».
М.МИТРОФАНОВА Так, понятно, хорошо. Ну, что же, надеюсь, это бесценная информация для жителей района и вообще для тех, кто иногда ходит мимо, пожимает плечами и думает, господи, что там происходит, интересно, да. Какие-то ограничения по посещениям, масочный режим, чих-пых, вот этот наш современный ужас?
М.СИКИРИНА: Чих-пых есть, да, конечно. Мы, к сожалению, ну, такова реальность, сейчас немножко по-другому работаем, чем раньше. То есть QR-коды, маски, температура. Но мы надеемся, что все-таки будет какой-то конец этому и настанет дивный новый мир, но пока, видите, не наступает что-то.
М.МИТРОФАНОВА: Да, ну, и приближаясь все ближе к этому анекдоту, «Передайте соль!», все-таки, о чем вот именно выставка? Потому что я сейчас зашла Екатерину Сысоеву рассматривают, великолепные, конечно, акварельки, ну, просто зависть берет, я всю жизнь мечтала стать художником, но не стала никем в итоге, да, Александр Борисович? Так мы с вами профессию оцениваем?
А.ПУШНОЙ: Ну, да, многие говорят, что это работа, но мы-то знаем, что это не так.
М.МИТРОФАНОВА: Да, абсолютно.
М.СИКИРИНА: По сути, мы коллеги, получается, с вами, я же тоже не стала никем. Поэтому прекрасно, очень хорошо, так приятно.
М.МИТРОФАНОВА: Хорошо, да. «Передай соль!», что там у вас будет выставляться и какие вот еще, может, кроме Кати Сысоевой еще кто может…
М.СИКИРИНА: Смотрите, такая была история. Вообще эта выставка о том, как современные художники играют с темой еды. Мы знаем, что играть с едой это вообще табу в нашей культуре. Ну, художникам же закон не писан, они это делают. И даже, несмотря на то, что я тоже внутренне согласна была с детства, ну, так уж сложилась моя жизнь, что играть с едой как-то не очень хорошо, но когда я вижу, что как это делают талантливые люди, в широком смысле играть, конечно, я понимаю, что это того стоит.
Это проект, в том числе, и о натюрморте, хотя не совсем натюрморте, мы же понимаем, что натюрморт это не всегда еда, еда это не всегда натюрморт. Это все-таки выставка, которая не натюрморт, как мертвая натура, а все-таки о взаимоотношении человека и еды, потому что именно это и интересно.
Поэтому там есть несколько тем. Тема преобразования традиционного натюрморта в современный. Тема человека и, скажем так, ощущение дома, связанного с застольем, и ощущение бездомности, связанное с тем, что человек ест где-то на ходу, в неудобном, неприятном месте с незнакомыми, неприятными ему людьми. Это очень важная тема – еда и невроз, которую сейчас стали поднимать, расстройство пищевого поведения, разнообразное заедание стресса и так далее, это тоже часть большого какого-то куска, который у нас есть на выставке.
Ну, и вообще говоря, еда и любовь. Потому что мы тоже все знаем, что иногда люди не знают, как проявить любовь, и проявляют ее через закармливание, например, своих внуков или детей, супругов или кого-то еще.
М.МИТРОФАНОВА: Да, просто, ну, вы даете.
М.СИКИРИНА: В общем, там, правда, много тем, много глав. И хотя у нас всего два зала, получилось очень насыщенно, очень много авторов. У нас, знаете, сколько, в районе 40 участников, это для нашего зала очень много, конечно.
М.МИТРОФАНОВА: И сколько дней будет выставка длиться?
М.СИКИРИНА: Месяц, до 19 декабря.
М.МИТРОФАНОВА: Месяц, отлично. Итак, галерея «Измайлово». Мы для тех, кто интересуется и искусством, и едой вот это анонсировали с большим удовольствием. Я думаю, может, и мы доберемся, ну, в принципе, это далеко сейчас…
М.СИКИРИНА: Будем очень рады.
М.МИТРОФАНОВА: Да, с удовольствием. Ну, предупредим заранее. Александр Борисович сегодня сетовал на огромные пробки в Москве 9-балльные, мы не знаем, что происходит в городе, но можем попробовать вырваться. Ну, что же, подходить к анекдоту. Ну, я не знаю, если честно, я так разволновалась, но «Передай соль!», правильно, ваша выставка называется?
М.СИКИРИНА: Да.
М.МИТРОФАНОВА: В общем, умирает человек, он попадает в рай. Его встречает апостол Петр. И человек говорит – простите, что я вас беспокою, но у меня есть такой один вопрос, вот я прожил довольно долгую жизнь, но так и не понял одного. Скажите, а в чем был смысл моей жизни? Ну, Петр говорит – а вам, правда, нужно знать? – Ну, очень. – Ну, хорошо, вы помните в 1973 году вы ехали «Москва-Краснодар» в поезде? – Ну, чуть-чуть помню, да. – Ну, вы еще познакомились в купе с попутчиками? – Наверное. – Ну, вы пошли вместе в вагон-ресторан. – Ну, вроде да, ходили. – А за соседним столиком сидела женщина. – Ну, возможно. – Ну, она попросила вас передать ей соль. – И я ей передал соль. – Ну, вы передали соль. Передал. – Ну, вот, вот и все. Смысл жизни – передать соль.
Ребята, ну, да, я, как могла, ну, так все-таки лучше артистку звать какую-нибудь, читать анекдоты или с выражением. Но смысл вообще хороший, конечно. Помнишь? Передал соль в 1973 году «Москва-Краснодар». Александр Борисович, ты чего затих? Против искусства?
А.ПУШНОЙ: Да, я только не понимаю, чего тогда в таком случае он его так долго держал на Земле, если уже в 1973 году он выполнил свою задачу? Можно было тогда его прямо под колеса и бросать.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, он все эти годы думал, в чем смысл жизни.
А.ПУШНОЙ: Ну, господь, он на то и господь, что мы-то предполагаем, а он располагает. Ну, что, спасибо всем, друзья. Всем бежать в «Передай соль!» в ближайшее время, минуя пробки Москвы.
М.МИТРОФАНОВА: Передавать соль, да. Я еще раз представлю, с нами была куратор и руководитель галереи «Измайлово» Мария Сикирина. Надеюсь, встретимся и очно, да, не в интернете или радийном пространстве. Ну, а мы продолжаем нашу программу.
Физики и лирики. Все выпуски
- Все аудио
- #взрослыедети
- 100 минут
- 100 минут о Вселенной
- Астрофизики и астролирики
- Атомный ликбез
- Все грани Индии
- Дело говорит
- Дело эволюции
- Диспансеризация: Борьба с онкозаболеваниями
- Доктор, мне только спросить!
- Инструкция
- История изобретений
- Карта времени
- Книжная полка
- Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции
- Культурные растения
- Курс языка
- Лабиринт фауны
- Лирики
- Между жизнью и смертью
- Механизм продаж
- Микромир
- Модная среда
- Музыкальный бой без правил
- Опережая время
- Отпуск каждый день
- Почта-банк
- Путеводитель по искусству
- Рак победим
- Сборная мира
- Сила звука
- Суеверия
- Тихая охота
- Толкователь античности
- Физики
- Формула поколения
- Хозяйке на заметку
- Чужая культура – потёмки
- Шуберт жив!
- Элемент Пушного