Физики и лирики Мой район. Жизнь в большом городе
Персоны
М.МИТРОФАНОВА: Продолжаем программу «Физики и лирики». Лирическая тема, но физик может в ней поучаствовать, ведь мы все живем в большом городе. Именно о жизни в большом городе поговорим с психологом Татьяной Ващенковой.
Просто по данным Росстата на январь 2019 года в городах проживает подавляющее большинство населения России – 109 миллионов 451 тысяча человек. Жизнь в большом городе зачастую сопровождается стрессами, ну, это обосновано и высокими темпами жизни, и уплотненностью, и вообще какой-то занятостью. Хотя город от города отличается, это тоже мы можем обсудить. Как оставаться счастливым в мегаполисе, обсудим с нашей гостьей. Татьяна Ващенкова, здравствуйте.
Т.ВАЩЕНКОВА: Здравствуйте, добрый день.
М.МИТРОФАНОВА: А вообще сама тенденция вот по странам и по нашей стране, вот сейчас явно подавляющее количество людей, россиян живут в городах.
А.ПУШНОЙ: Горожане, да.
М.МИТРОФАНОВА: Да. Это с психологической точки зрения или с экономической, вот со всех сторон же можно подойти.
Т.ВАЩЕНКОВА: Абсолютно точно.
М.МИТРОФАНОВА: Да. Вот как нам с этим теперь жить? Поскольку иногда мы в деревеньку-то приезжаем и умиляемся, слеза скупая купеческая течет по щеке.
Т.ВАЩЕНКОВА: Нас привлекает в деревеньках как раз-таки наличие свободного пространства. Но в ресурсах таких объемов город, конечно, побогаче. Здесь привлекает в мегаполисах возможности развития, обучения новому, смена, возможности зарабатывать, получения, финансово повышать достаток и так далее. То есть здесь количество социальных связей, оно расширяет такую личностную вообще ценность человека. Поэтому есть и там, и там плюсы, и есть и там, и там минусы.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, как себя убедить или чувствовать себя адекватно? Ведь не все в городах родились, или все в разных городах, у каждого города есть разный темперамент, у каждого города есть своя скорость.
Т.ВАЩЕНКОВА: Абсолютно, каждый характер тоже у каждого города.
М.МИТРОФАНОВА: Да, и вот даже сегодня за день до эфира, вот я, например, в Google побывала в Челябинске, потом в Петрозаводске. Я жму картинки и так, ну, по улицам прошлась. Сама я вроде из Москвы, Александр Борисович вот поменял Новосибирск на Москву. То есть, если говорим о Москве и вообще о большом городе, как в нем жить так, чтобы быть счастливым еще до кучи?
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, вообще Москва нам транслирует культив благополучия, успешности, ну, и конкурентность соответственно. Здесь люди, конечно, живут, мало того, что в физическом шуме очень таком запредельном, а еще и психологически зашумляется. Потому что здесь сравнение даже постижения очень высока. И как бы, живя здесь, мы находимся в постоянном соревновании – беги, стремись, достигай не для всех. Это, конечно, благополучие…
А.ПУШНОЙ: И в стрессе соответственно, если соревнование.
Т.ВАЩЕНКОВА: Да, в таком стрессе. Но я хочу сказать, для кого-то стресс это мощная мотивация, стимул, для того чтобы двигаться еще и еще. А для кого-то это как раз-таки разрушающая такая атмосфера, которая не дает здоровья ни психического, ни физического. Поэтому нужно следить за уровнем стресса и нужно следить за личным уровнем шума. Потому что это нужно действовать на опережение в этом случае. Если уже вы находитесь в состоянии апатии, депрессии, то нужно сбрасывать на нулевой уровень то, что является зашумленностью. То есть нужно создавать такую среду обитания себе хотя бы временно, где вы можете перезагрузиться.
Сейчас, вот я хочу похвалить наш мегаполис тем, что сейчас, конечно, благодаря вот огромной работе по благоустройству парков, пешеходных зон, прогулок, набережных, сейчас это все больше и больше возможно. В зоне доступа для каждого находится, поэтому, пожалуйста, я очень рекомендую не игнорировать такой идеальный способ расслабиться, такой антистресс, как пешие прогулки, созерцание и совмещать это с обогащением культурой, наследия, постигать то, что нам оставили предки, и в то же время смотреть на то, что сейчас в городе нового.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, да, и город дает такие возможности, правда, и мы не раз обсуждали о разных культурных местах – музеи, выставки, открытые пространства. В общем, ну, как-то такой движ идет позитивный.
Т.ВАЩЕНКОВА: Очень хороший движ.
М.МИТРОФАНОВА: Да, и парки, правда, привели в порядок. Я не знаю, как они зимой поживают, но там есть, если строения, вот, как я недавно была в парке «Сокольники» осенью, я была просто потрясена количеством каких-то мест по интересам.
Т.ВАЩЕНКОВА: Это правда.
М.МИТРОФАНОВА: Там что хочешь можно делать, если честно. Даже была удивлена, как будто я попала в детский Дворец пионеров вот такой, взрослый, точнее, Дворец пионеров. А вот, что за миф, убеждение, что люди, которые живут в городе, они все несчастны? Вот что-то такое есть или кто-то это специально распространяет? Или это каждый человек сам определяет уровень счастья?
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, да, здесь все зависит от человека, от его индивидуальности, характера и ресурсов. Нужно смотреть субъективные ценности человека, что для него важно и ценно, на самом деле. Допустим, у человека ценны связи с семьей, совместное хозяйство, единение с природой или там работа на земле, то вряд ли ему будет комфортно проводить время в мегаполисе. Ну, он будет страдать от нехватки всего этого.
А, если у него в ценностях обучение, развитие или бешеные амбиции по продвижению своего бренда, то для него мегаполис это арена возможностей.
А по поводу несчастности я считаю, что здесь очень влияет, конечно, состояние пространства. Поэтому вот пространство и условия, в которых мы существуем, прямым образом влияют на наше самочувствие. И поэтому сельские жители, чем больше вокруг места, тем более они открыты другим людям. То есть это такая бессознательная попытка сплотиться перед лицом невидимых угроз, ну, такая глубинная история. Поэтому сельские жители, как правило, более дружелюбны, любопытны и приветливы.
Ну, в городах с их маленьким личным пространством, понимаете, да, люди, наоборот, становятся более замкнутыми и могут испытать трудности с доверием. Поэтому, ну, невозможно оставаться приветливым и дружелюбным в переполненном автобусе и в офисах-коробках, поэтому нужно, опять же говорю, как психолог, действовать на опережение и осознанно выделять часть жизни, количество времени, качественно проводить время, для того чтобы перезагружать психику и созерцать вот это вот, все, что нас окружает.
А.ПУШНОЙ: Вот Родион Раскольников не отдыхал…
М.МИТРОФАНОВА: Да.
Т.ВАЩЕНКОВА: Абсолютно не отдыхал.
А.ПУШНОЙ: В Санкт-Петербурге.
Т.ВАЩЕНКОВА: Был очень загруженным, да.
А.ПУШНОЙ: И, видишь, до чего довел себя.
М.МИТРОФАНОВА: Слушайте, ну, ребят, если мы сейчас обсуждаем, вот, да, и Москву мы часто представляем в разных проектах и говорим о выставках, культурных пространствах вообще, ну, люди послушают-послушают, помните, как в том анекдоте, когда с черепахами вольер открыли, они, как ломанулись.
Т.ВАЩЕНКОВА: Да, да.
М.МИТРОФАНОВА: В хорошем смысле, я-то не против, ей богу. И притом люди, которые москвичи месяца четыре, они намного более лютые ко всем остальным, нежели те, кто здесь родился и жил какое-то время.
Т.ВАЩЕНКОВА: Это правда.
А.ПУШНОЙ: Месяца четыре, это коренные, мы их называем, москвичи.
М.МИТРОФАНОВА: Да, да. Девушка, вы москвичка? Да. Как вас зовут? Ольха. Ну, хорошо, много наших смешных историй.
А.ПУШНОЙ: Вот единоцентричность такая, мы же с ней бороться должны? Мы бороться с ней должны, мне кажется.
М.МИТРОФАНОВА: Мы зовем сюда людей или, наоборот, отваживаем? Говорим – нет, нет, москвичи это вообще…
А.ПУШНОЙ: Вот же есть Санкт-Петербург великолепный, Екатеринбург великолепный.
Т.ВАЩЕНКОВА: Да, мы ни сколько не унижаем достоинства других мегаполисов, городов и маленьких городишек. Это у каждого есть своя вот естественная красота, свой запах, цвет, вкус. Но Москва, наверное, все-таки притягательна тем, вот эта биполярность, как я говорила, многоплановость, мультифакторность, здесь есть все.
Но не будем забывать и факторы мегаполиса. Это сенсорная атака, это защемление всех наших органов восприятия, агрессивное воздействие того, что на нас влияет – это оптика, акустика, запахи, тактильность. То есть тех, кого мы зовем, мы должны предупреждать, потому что в нашей ответственности те, кого мы приучили, хочется сказать, но и те, кого мы позвали. Поэтому интенсивные темпоритмы, социальные контрасты должны также сразу же быть объективно распознанными. Здесь как бы прекрасно, хорошо, но нужно знать, и это большая духовная работа, чтобы это смочь переварить и как-то интегрировать на уровень своей личности.
А.ПУШНОЙ: А вот вы говорили про отдых, что отдыхать это, в принципе, правильно. Согласен с вами полностью. Но вот современная молодежь…
М.МИТРОФАНОВА: И подростки.
А.ПУШНОЙ: И подростки, они привыкли и работать так, прямо скажем, не сильно утруждая себя.
Т.ВАЩЕНКОВА: Не напрягаясь.
А.ПУШНОЙ: Например, страшное слово коворкинг вы слышали, что это означает?
М.МИТРОФАНОВА: Да это ничего страшного, это не чеши, и оно пройдет.
А.ПУШНОЙ: Ну, нет, это что, расскажите нам.
Т.ВАЩЕНКОВА: Да, да, лучше не трогать, да. Ну, вообще вот в мегаполисе множество третьих мест, чем и отличается, собственно, маленькое пространство городов от мегаполиса. Здесь у нас, кроме дома и работы, и таких обязаловок есть и те пространства, которые сочетают творчество, общение, чтение книг, даже деловые переговоры и обучение – кафе, антикафе, салоны, квартирники, библиотеки. Кроме коворкингов есть еще воркшопы.
А.ПУШНОЙ: Ого, это что такое вообще? Если человек пошел в коворкинг, а пришел в воркшопинг, что ему делать, как быть?
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, кстати, ничего страшного, это лечится, да. Поэтому, вот я имею в виду, что настолько расширено пространство здесь социализации, что к этому нужно тоже как бы держать нос по ветру и в этом тоже уметь ориентироваться. Даже вот на месте депрессивных зон создают новые жилые творческие локации. Был пустырь, стал сквер, успевайте радоваться.
А.ПУШНОЙ: Был завод, стал соответственно…
М.МИТРОФАНОВА: Пустырь.
А.ПУШНОЙ: Нет, был завод, стал, как это сейчас модно называется…
Т.ВАЩЕНКОВА: Депо.
А.ПУШНОЙ: Депо. Фудкорт стал, вот, вспомнил я.
М.МИТРОФАНОВА: Фудкорт.
А.ПУШНОЙ: Был завод, стал фудкорт, тра-ля-ля. Скажите, пожалуйста, а вот, ну, давайте вот так поговорим. Город сейчас, вот говорят, если ты живешь просто в квартире, значит, ты типа, ну, не в современном вообще мире живешь. А, если ты живешь в доме в умном, то ты в современном мире живешь. Это же вот понятие «умный дом», это когда ты зашел и сказал – а-ну, пожарь мне яичницу, и умный дом тебе жарит яичницу. А бывает же еще понятие «умный город», это что такое?
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, на мой взгляд, умный город, это когда он обеспечен такими сетевыми ресурсами, в которых можно найти ответы на все. То есть это, опять же, вот то, что пользование всякими аудиогидами…
А.ПУШНОЙ: Давайте пример какой-нибудь, сетевой ресурс, который ответ на все.
Т.ВАЩЕНКОВА: Аудиогиды.
А.ПУШНОЙ: Аудиогиды.
Т.ВАЩЕНКОВА: По поводу пеших прогулок. Можно интегрироваться тоже классно и начать этим пользоваться.
А.ПУШНОЙ: Аудиогиды это таксисты, вы имеете в виду?
М.МИТРОФАНОВА: Да они и по-русски плохо.
Т.ВАЩЕНКОВА: Различные там QR коды на зданиях, то есть мы можем узнать об этом историческом объекте, просканировав QR код. Мы можем пойти в какой-то квест, который, опять же, построен на том, что есть информация доступная в сети, и мы можем построить свой маршрут. Знаете, есть такое новое направление, психогеография называется.
М.МИТРОФАНОВА: Первый раз слышу.
Т.ВАЩЕНКОВА: Не знали, да?
А.ПУШНОЙ: Мы знаем, что такое психо и что такое география. А что такое психогеография?
Т.ВАЩЕНКОВА: А вот это все теперь смешайте. Ну, это такая социальная психология с уклоном в философию. Она прямо изучает влияние города на психику человека. И вот там как раз нанесены на карту, суть психогеографии, ее эти такие субъективные карты и эмоции. И когда мы наносим какие-то объекты в места притяжения эмоциональные или там мифологемы городские, то есть мы начинаем как бы простраивать новую нейронную сеть этого города, и тем самым поднимаем интерес ко всем местам, которые, казалось бы, не сильно популярны.
А.ПУШНОЙ: Чего-то астрологией пахнуло сейчас.
М.МИТРОФАНОВА: Это не ветерок. Ой, сейчас мы вам поставим одну вещь.
Т.ВАЩЕНКОВА: Там нет жесткости, вот психогеография, тем, кто этим увлекается, там суть это дрейф, вот сам, эпитет как вам, то есть люди дрейфуют. Расслабленное, бессистемное перемещение по городу, но при этом они наносят свои субъективные ощущения, эмоциональные, чувственные на эту карту.
А.ПУШНОЙ: Но смотрите, я тогда вам вопрос такой задам. А, если говорить с точки зрения, вот вы сказали умный город, а, действительно, умный город, все-таки есть какие-то необходимости, связанные с тем, чтобы был трафик, чтобы была доступность транспортная, чтобы была доступность информационная, чтобы был там, условно, интернет и Wi-Fi везде, где только можно, и где нельзя. То есть вот эта часть, она как бы немножко не коррелируется с тем, что вы рассказывали по поводу того, что это должно быть эмоционально, вот точки силы и так далее.
Т.ВАЩЕНКОВА: Нет, я вам рассказала про психогеографию. А про умный город я вам хочу сказать, что это тоже часть того, что развивается прямо вот семимильными шагами. Во-первых, можно пользоваться, все, что является в доступе, те же санитарные точки, зоны, освещение, зонирование пешеходных зон, где мы можем передвигаться по стороне пешеходов безопасно, а здесь у нас, уже о нас позаботились, и кто-то может ездить на самокате. Туда же можно отнести, понимаете.
А.ПУШНОЙ: Самокатчики, надо их отдельно, отдельно их надо. Я вот, как начинающий велосипедист, покатался, я вам скажу, что я столько злых взглядов на себе поймал. Ну, я-то катался…
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, потому что вы начинающий.
А.ПУШНОЙ: При этом я еду по велодорожке, а они идут по велодорожке, эти пешеходы.
Т.ВАЩЕНКОВА: Вот, вот, вот эта вот пока еще грамотность, вот эта вот соединенность нас с пешеходной зоной и так далее, она пока еще, конечно, она в зачаточной стадии. Все-таки нужно в эту сторону популяризировать и разъяснительную работу проводить тем, кто должен это делать. То есть это должно быть…
А.ПУШНОЙ: А кто должен это делать?
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, тот, кто занимается общественным консультированием. Чтобы у нас были указатели, чтобы у нас было все распределено и доступно прямо в информационной среде. Вот сюда стрелочка, мы едем, вот сюда стрелочка, мы идем. То есть это тоже про умный город. Ну, как бы люди делают город для людей.
А.ПУШНОЙ: Вот я такой, знаете, лозунг сейчас скажу не толерантный – умный город для умных. Вот так вот.
Т.ВАЩЕНКОВА: Возможно. Значит, будем повышать уровень интеллекта.
М.МИТРОФАНОВА: Сейчас повысим. Сейчас на ясновидящую подключим.
А.ПУШНОЙ: Смотрите, нас слушают наши слушатели, и вот нам подкидывают: «В Москву и в деревню, – пишет нам наш слушатель, – хорошо приезжать только в гости. Барнаул». Соответственно в Барнауле хорошо жить.
Т.ВАЩЕНКОВА: Значит, все в Барнаул, что я могу сказать. Значит, там у них очень органичная пространственная среда и в то же время то, что мы можем назвать развитием личности. С рабочими местами, значит, хорошо там.
А.ПУШНОЙ: Мы когда-то читали или даже приглашали в гости людей, которые нам рассказывали про, ну, я не помню, как называется красивым каким-то словом, суть в следующем. Есть три маленьких города, и они соединены между собой какими-то очень скоростными магистралями.
М.МИТРОФАНОВА: Это где же такое?
А.ПУШНОЙ: И получается, что человек может, в принципе…
М.МИТРОФАНОВА: Антверпен, Роттердам и Гаага?
А.ПУШНОЙ: Нет, ну, человек может жить, условно, в одном городе, работать в другом, а отдыхать в третьем.
М.МИТРОФАНОВА: Это есть такие у нас, на нашей территории?
А.ПУШНОЙ: Да. Хотят сделать. Это как-то очень умно называется.
Т.ВАЩЕНКОВА: А, хотят, это мечта.
А.ПУШНОЙ: Как-то очень умно называется, но в этом случае…
М.МИТРОФАНОВА: А я знаю, какие города.
А.ПУШНОЙ: Например?
М.МИТРОФАНОВА: Москва, Дубай.
А.ПУШНОЙ: Нет, это слишком далеко.
М.МИТРОФАНОВА: И третье Мальдивы. Тогда будет, где Бузова будет отдыхать.
А.ПУШНОЙ: А вот, если, условно, допустим, если до Твери ты мог доехать за 15 минут, ну, например, я не знаю, на каком транспорте, то тогда…
Т.ВАЩЕНКОВА: Но пока невозможно.
А.ПУШНОЙ: То тогда, да, то есть ты можешь, в принципе, жить в Твери, работать в Москве, а отдыхать где-нибудь еще, в том же Питере, если за 15 минут соответственно ты до Питера. Вот это тоже, как некое развитие и как некий глобальный такой вызов стоит перед не только, кстати, Россией, но, может быть, и другими странами.
М.МИТРОФАНОВА: Урбанистами.
Т.ВАЩЕНКОВА: Ну, да, урбанисты, социологи тут должны объединиться. И как бы очень красиво сделать такую нейронную сеть новую, чтобы люди могли в живом доступе быть как раз-таки, друг с другом коммуницировать. То есть перемещаться быстро, взаимодействовать, опять же работать с удовольствием в одном месте, посещать третьи места в другом месте и как бы жить комфортно в связи с природой.
М.МИТРОФАНОВА: В связи с природой. Вот про связь с природой мой вопрос. Я топлю за животных, чтобы брали из приютов.
Т.ВАЩЕНКОВА: Замечательно.
М.МИТРОФАНОВА: Чтобы, если в подворотнях живут коты, собаки, их обязательно нужно отлавливать, за свои или за доступные деньги стерилизовать и выпускайте обратно, но это хотя бы будет конечен этот процесс кошачьих свадеб, извините.
Т.ВАЩЕНКОВА: Я согласна, что в этом направлении есть, куда работать.
М.МИТРОФАНОВА: Это умный город, когда?
Т.ВАЩЕНКОВА: Да, да. Вот, когда мы будем заботиться о братьях наших меньших больше, чем о себе, о своей красоте внешней, то наша внутренняя красота будет пробиваться, как говориться, уже во всем великолепном многообразии.
А.ПУШНОЙ: Внутреннюю красоту, как развивать, когда сплошной Instagram вокруг, сплошная внешность?
М.МИТРОФАНОВА: Сейчас я включу ясновидящую.
А.ПУШНОЙ: Смотрите, друзья мои, значит, мы…
М.МИТРОФАНОВА: И она пусть нас залечит.
А.ПУШНОЙ: Давай мы не утешительные итоги подведем.
М.МИТРОФАНОВА: Да, давайте.
А.ПУШНОЙ: Значит, во-первых, мы за город двумя руками. Но чтобы здесь жить хорошо, надо здесь соответственно понимать и быть частью этого мегаполиса.
М.МИТРОФАНОВА: Ну, и любить его.
Т.ВАЩЕНКОВА: Надо запланировать заблаговременно отдых во времени и в форме. Нужно планировать всегда. Первым способом своей вот этой вот антистрессовой программы нужно прямо пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет город. Их достаточное количество. И, в том числе, про природу не будем забывать, она сейчас великолепно уже благоустроена.
А.ПУШНОЙ: Да. Ну, и, если ешьте вы конфету за рулем сейчас прямо, ну, пожалуйста, давайте фантик не выбрасывать, я вас очень прошу.
М.МИТРОФАНОВА: Да, ну, бросьте вниз на коврик.
Т.ВАЩЕНКОВА: Это прямо первое, что нужно.
М.МИТРОФАНОВА: А сигареты, баночку майонезную, как в Советском Союзе поставьте, или из-под Nescafe вот это.
А.ПУШНОЙ: Причем там немножечко майонеза еще останется, чтобы затушить это.
М.МИТРОФАНОВА: Липкое такое, плюнуть туда можно. Ну, чего, наши люди все пережили, и это переживем. Просто грязь чудовищная, конечно. Ну, ладно. Спасибо вам за ваши комментарии к теме город, большой город, жизнь в большом городе.
Физики и лирики. Все выпуски
- Все аудио
- #взрослыедети
- 100 минут
- 100 минут о Вселенной
- Атомный ликбез
- Все грани Индии
- Дело говорит
- Дело эволюции
- Диспансеризация: Борьба с онкозаболеваниями
- Доктор, мне только спросить!
- История изобретений
- Карта времени
- Книжная полка
- Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции
- Курс языка
- Лабиринт фауны
- Лирики
- Механизм продаж
- Микромир
- Модная среда
- Музыкальный бой без правил
- Опережая время
- Отпуск каждый день
- Почта-банк
- Путеводитель по искусству
- Рак победим
- Сборная мира
- Сила звука
- Суеверия
- Толкователь античности
- Физики
- Чужая культура – потёмки
- Шуберт жив!
- Элемент Пушного