Хай-тек Возвращение дирижаблей: смогут ли "воздушные корабли" заменить самолёты

16 декабря 2021, 12:12

Персоны

Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".

Калифорнийский стартап H2 Clipper предлагает вернуть в авиацию электрические дирижабли, наполненные водородом. Утверждается, что они смогут перевозить между континентами в 10 раз больше груза, чем самолёты, и при этом в 4 раза дешевле. Согласно проекту, дирижабли H2 Clipper будут способны нести до 150 тонн полезной нагрузки на крейсерской скорости до 300 км/ч, что на порядок быстрее доставки морем. Обещанное максимальное расстояние полета – 10 000 километров. Разработчики заявляют, что "грузоподъёмность" водорода на 7 – 8 % выше, чем у гелия, а его добыча обходится в 67 раз дешевле. Электродвигатели будут питаться от водородных топливных ячеек, а также от солнечных панелей, закрепленных на корпусе. Авторы идеи отдельно отмечают, что при таких перевозках не понадобятся "посредники" — грузы можно будет доставлять с заводов в распределительные центры, минуя аэропорты, благодаря возможности вертикальных взлёта и посадки. Ожидается, что первые полёты могут состояться в 2024 году, а эксплуатация полноразмерных дирижаблей начнется к 2026. В компании ожидают, что к началу 2030-х уже будет действовать флот из 100 "воздушных кораблей".

Коллектив редакции нашей программы примерно раз в год рассказывает об очередном проекте возвращения дирижаблей. Каждый раз аргументы выдвигаются примерно одни и те же: это дешевле, чем самолеты, и быстрее, чем корабли. В этот же раз аргументация дополнена еще одним интересным моментом: дирижабли предлагают наполнять водородом, потому что его подъемная сила больше, чем у традиционного гелия. Но главная проблема водорода в том, что он горюч. И именно по этой причине им не заполняют ни воздушные шары, ни аэростаты, поскольку в начале XX века произошло несколько крупных пожаров и взрывов дирижаблей. Водородное воздухоплавание запрещено на законодательном уровне. Авторы стартапа об этом помнят и утверждают, что их проект намного безопаснее, поскольку выполнен на более высоком технологическом уровне, чем это было возможно 100 лет назад. Еще один довод – дирижабли предлагается строить исключительно грузовые и при этом – беспилотные. Опасности для человеческих жизней они таким образом представлять не должны (хотя нам кажется, что падение 150-тонного груза с высоты нескольких километров при внезапном возгорании – ситуация довольно опасная). Конечно, можно возразить, что бензин – тоже очень взрывоопасная субстанция, но при этом никто не собирается запрещать автомобили. То есть, конечно, собирается, но не по этой причине. То есть и по этой тоже, но она не главная... Кажется, мы немного запутались, но в целом, надеемся, наша мысль понятна. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация