Авторские материалы В Москве начался предновогодний ажиотаж
Персоны
Пробки на дорогах, очереди в кассы, толпы людей в торговых центрах, на парковках нет мест. В Москве начался подарочный ажиотаж. Эксперты говорят: потребительская активность россиян в этом году может превзойти допандемийный уровень. Ситуацию в городе оценила Мария Скородилко.
Москва погрузилась в ожидание праздника. Люди скупают подарки, в торговых центрах – очереди на кассу: не достояться. Рассказывают: в больших магазинах косметики на всех не хватает консультантов. Все это – приятная суета, праздничные хлопоты, успеть все нужно до боя Курантов.
"В очереди на кассе я простояла минут, наверное, 15, потому что передо мной стояло человек 7 – 8, а то и 9. Причем среди покупателей были не только девушки, которые, видимо, покупали привычные продукты и стояли с полной корзиной всего и вся, но и молодые люди, которые, похоже, в этом магазине были впервые. Что касается цен, то, по-моему, все осталось так, как было. Было ощущение, что некоторые брали товары в подарок: например, те, кто набирали охапку масок для лица, наверняка покупали их, чтобы разложить по подарочным коробкам"
"А мы с сестрой проехались по нескольким ТЦ, искали пуховик к морозам, и это просто что-то нереальное. Не протолкнуться, на кассах – очереди. Все лихорадочно пытаются выбрать подарки. Там, где есть “Ашан” – там люди покупают продукты, готовятся стол накрывать. Люди заранее покупают. Кто-то покупает там же сувенирку, украшения для елки. Ажиотаж нереальный"
Люди теряют время в пробках. Парковки у магазинов и торговых центров – забиты. Час пик там сейчас до вечера, когда люди по дороге с работы едут за подарками, а заодно и новогодним настроением, рассказывает москвичка Валерия.
ВАЛЕРИЯ: Я была в ТЦ в середине дня. Это будний день, соответственно, можно было ожидать, что будет посвободнее. Но народ был. Сейчас же еще очень много и скидок, поэтому видно, что все люди бегают, выбирают подарки. Ажиотаж я заметила. Но другим, куда более для меня важным, оказалось то, сколько я выбиралась потом из этого ТЦ. В магазине я пробыла 40 минут, а выбиралась оттуда 1,5 часа! Ни один съезд, ни одна развилка – нигде не обошлось без пробок.
Люди покупают елки, живые и пахучие, кто-то выбирает и эковариант. Кроме елочных базаров, они продаются в строительных магазинах и просто в супермаркетах. Людей так много еще и потому, что покупают символ зимних праздников часто всей семьей. Это – ритуал, у кого-то – традиция. Консультанты измеряют деревья, озвучивают цены, дети бегают по магазину. Найти свободного специалиста, который объяснит, на что и как елку поставить уже дома, практически нереально. Проще дерево выбрать и бежать из магазина без подставок и игрушек.
Много людей и в продуктовых. И – да, знакомые всем фразы из детства "это на Новый год" там снова звучат. Люди покупают алкоголь и еду. Не найти в некоторых магазинах и календарей на следующий год. И если магазины привлекают посетителей акциями и скидками, то таксисты просто ловят момент, задирая цены.
"Давайте проверим, сколько стоит такси сейчас. Едем от “Белорусской” до ТЦ “Авиапарк”. 14 минут в пути. 14 минут, чтобы вы понимали – с меня с сейчас просят 1120 рублей за этот путь"
Получается – почти 4 рубля за каждые 10 метров. И хотя эксперты говорят: сейчас еще не время для статистики предновогодних продаж, впереди – ключевые в этом плане выходные; предположить, что россияне скупят в этом году много и всего – уже можно, говорит гендиректор информагентства "Infoline-аналитика" Иван Федяков.
ФЕДЯКОВ: Покупательская активность зависит банально от двух факторов: экономического и психологического. Сейчас мы видим, что сошлись эти факторы в положительной зоне. Люди активно берут кредиты, тратят средства. Сокращается доля средств, которые откладываются в виде накоплений. Денег тратят много. У россиян появились ресурсы.
Аккуратные в прогнозах аналитики все-таки говорят: в этом году покупательская активность россиян может побить рекорды докоронавирусного времени. И это, уверяют эксперты, хороший знак. Во-первых, этим люди показывают, что готовы вернуться к нормальной жизни, выйдя из пандемии. Ну а во-вторых, большинство просто хочет успеть купить желанное по старым ценам. Ведь обычно ретейлеры оказывают давление на стоимость товаров после 1 января. Из-за этого цены на некоторые вещи скачут вверх. До Нового года – ровно неделя. А значит, у россиян на то, чтобы успеть все, время есть.