Авторские материалы В Москве за год услуги такси подорожали вдвое
Персоны
На 25 % больше: в Москве за этот год вдвое подорожали услуги такси. Средняя стоимость поездки, по подсчетам аналитиков, достигла 500 рублей. В некоторых случаях – и того выше. С чем это связано и навсегда ли это? Выясняла Мария Скородилко.
Всем давно известно: традиции у таксистов такие – каждый Новый год и в предпраздничное время цены на поездки завышать. Эксперты отмечают: стоимость услуг такси в этом году выросла на 25%. Отныне средняя цена за поездку по столице – свыше 500 рублей. А это – почти вдвое дороже, чем в прошлом году. Такое завышение цен агрегаторы объясняют погодой. Снежная, говорят, зима. Топливо дорожает, а еще на всех не хватает машин. Но аналитики подозревают крупные компании такси в банальном желании заработать на праздничном ажиотаже, говорит председатель Общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов.
ПАВЛОВ: У повышения цен – несколько факторов. Есть объективные, связанные с погодой, повышенным спросом, но вместе с тем есть и желание агрегаторов получить дополнительную выгоду. Люди ведь сейчас часто просто вынуждены заказывать такси, потому что другие виды транспорта либо недоступны, либо неудобны. Кроме того, есть общие причины: топливо дорожает, сами машины дорожают. Все это сказывается.
Такими темпами к концу года, по оценкам экспертов, оборот российского рынка такси может достичь триллиона рублей. Ну а доля агрегаторов превысит 60%. Сами перевозчики говорят: декабрь – месяц денежный и сложный. Уровень пробок – выше, по вечерам город часто "стоит". А значит, в пути пассажир – дольше обычного, стоимость поездки резонно будет выше. Сколько стоит такси – проверяем сами.
"Для эксперимента попробуем найти такси. От Белорусского вокзала едем в Отрадное. Обычный путь без пробок туда занимает 20 – 25 минут. С учетом пробок – 45 минут. Мне предлагают “экономкласс” за 772 рубля. “Комфорт” – 953. “Бизнес” – 1190. Ну да, дороже. Обычно в такое время можно приехать на рублей 200 дешевле"
Оправдываясь, агрегаторы говорят: цены на поездки повысились, но не в 10 же раз. Пассажиры говорят: спасибо и на этом, но 200 – 300 рублей – ощутимы. И если раньше агрегаторы активно привлекали клиентов промокодами и скидками, то сейчас, по словам экспертов, именно так они хотят заработать, а заодно – найти баланс между спросом и предложением, продолжает эксперт.
ПАВЛОВ: Вопрос ценообразования полностью находится на откупе у агрегаторов и таксопарков. Никто не может им запретить устанавливать ту или иную цену. Вопрос в том, что это происходит достаточно согласованно. Есть 2 крупнейших агрегатора, и они согласованно вводят свою ценовую политику. Именно поэтому это все может стать предметом разбирательства ФАС. Все эти факторы, которые они называют, влияют на цену, но не настолько, чтобы цены росли на треть, на 50%, а у некоторых – чуть ли не в два раза.
Перевозчики говорят: на стоимость поездки в первую очередь влияет рост цен на автомобили и топливо. И все-таки в Москве, по их словам, расценки на такси намного ниже по сравнению с Европой и США. Высокие же тарифы нужны агрегаторам для решения проблем с нехваткой водителей. Однако пассажиры не согласны платить за все из собственного кармана. Ведь дорогие поездки не гарантируют лучший сервис. Среднее время подачи машины по городу с ростом цен, говорят, никак не уменьшилось. Но и ожидать, что стоимость поездок после праздников станет прежней, тоже не стоит. Единственное, что может понизить ценник на услуги такси, по мнению экспертов, – это появление новых агрегаторов на российском рынке. Но это пока маловероятно.