Авторские материалы Криптовалюты: как они могут помочь экономике страны

27 января 2022, 17:33

Персоны

Запретить нельзя регулировать. Российские чиновники спорят о перспективах оборота криптовалют в стране. В Минфине предлагают перевести все операции под банковский контроль, а владельцев кошельков – идентифицировать и учитывать. В Центробанке, в свою очередь, хотят просто всё запретить. Между тем Владимир Путин попросил оба ведомства поскорее прийти к единому мнению и отметил, что в России есть определенные преимущества для "майнинга" криптовалют. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Быть или не быть криптовалютам в России? Вернее, поскольку они уже фактически есть, какими им быть в будущем? Дискуссию на эту тему ведут Центробанк и Минфин. У регулятора, в общем, позиция негативная: цифровые деньги лучше запретить. Потому что есть деньги обычные, которые Центробанк выпускает, и их достаточно. Кстати, во многих странах центробанки относятся очень прохладно к криптовалютам, прокомментировал нам советник по макроэкономике гендиректора компании "Открытие Брокер" Сергей Хестанов.

ХЕСТАНОВ: С одной стороны, криптовалюта как явление – серьезное покушение на монополию центральных банков на формирование денежного предложения в национальных экономиках. Для крупных стран, скорее всего, это не слишком большая проблема, но для небольших воздействие на совокупное денежное предложение может быть достаточно существенным. Второй аспект – потенциальная возможность использования криптовалют для той или иной запрещенной деятельности. Поэтому отчасти опасения регуляторов оправданы.

У Минфина, напротив, взгляд совершенно утилитарный. Ведомству нужно наполнять бюджет. И если "майнинг" – это бизнес, если криптовалюта – какой-никакой капитал, то почему бы собственников этого бизнеса и владельцев таких капиталов не поставить на учет и не обложить налогами, продолжает Сергей Хестанов.

ХЕСТАНОВ: Особенность России заключается в том, что в настоящее время имеется достаточно большой профицит производства электроэнергии. Соответственно, это создает довольно хорошие бизнес-возможности для "майнинга" криптовалют. Поэтому развитие такого типа бизнеса, соответственно, его налогообложение, использование квалифицированных кадров – все это было бы желательным для российской экономики.

Кто окажется прав, гадать сложно. Ведь разница не только в позициях, но и в смысле подходов к ним. И спор этот – в широком смысле – ведется по всему миру, по сути, отмечает эксперт.

ХЕСТАНОВ: Есть подход, при котором криптовалюты воспринимаются как разновидность товаров и к ним применяется такое же регулирование, как, допустим, к товарным фьючерсам. Законодательство, которое описывает обращение товарных фьючерсов, существует уже не первый век и довольно хорошо отработано. Но существует и подход, при котором они признаются деньгами. Юридически это – очень разные подходы, и какого-то единого стандарта пока во всем мире не выработано.

Сейчас криптовалюты описаны в Гражданском кодексе и в двух законах, говорит адвокат, партнер адвокатского бюро Criminal Defence Артем Половинкин.

ПОЛОВИНКИН: Это закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ", который был принят в августе 2019 года, а также, собственно, основной закон, принятый в июле 2020 года, – "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в соответствующие законодательные акты". Уже сам факт принятия двух федеральных законов привел к тому, что в них имеются определенные расхождения.

Владимир Путин на совещании с правительством призвал Минфин и Центробанк поскорее прийти к единому мнению по поводу криптовалюты. И отметил, что у России есть преимущества в плане "майнинга" – как раз та самая дешевая электроэнергия. Это может выглядеть и как поощрение частной инициативы по генерации криптовалют, так и эскизом плана государственной монополии на "майнинг". Ведь всем известно, что Россия обладает немалыми запасами золота. Однако люди с улицы к его добыче не допускаются.

В теории в стране могла бы появиться новая экспортная отрасль, полагает Сергей Хестанов.

ХЕСТАНОВ: Если удастся создать отрасль для того же самого "майнинга", которая исключила бы противоправное использование и в то же время позволяла бы реализовывать процесс экспорта криптовалюты, то с точки зрения государства это бы выглядело де-факто как экспорт электроэнергии. С учетом того, что у нас в отдельных регионах – кстати, чаще всего достаточно удаленных от центральных областей России – имеется заметный профицит электроэнергии, то это бы послужило существенным фактором наращивания экспорта, причем с достаточно высокой добавленной стоимостью.

Но в любом случае, если "майнинг" получает такую поддержку, то ему потребуется отдельный закон. И третий профильный закон может внести еще большую путаницу в связке с упомянутыми двумя. Опять же, во всей истории с криптовалютами есть один важный нюанс, отмечает Артем Половинкин.

ПОЛОВИНКИН: Данная деятельность носит трансграничный характер, и ключевой момент заключается в том, что за границей выпускаются эти криптовалюты, "токены", и российское законодательство регулировать эту деятельность не может. Оно может регулировать деятельность только на территории РФ.

Но внутренние нормы о "майнинге" в России необходимы прежде всего и для определения цены этого бизнеса. Частные генераторы биткоина зарабатывают сейчас на том, что платят за энергию по тарифам для населения. Что не совсем справедливо. Энергокомпании, в свою очередь, пытаются подвести их под промышленные тарифы, и пока это не совсем законно.

Сегодня в мире 35% "майнинга" криптовалют приходится на США, 18% – на Казахстан, 11% – на Россию. Рынок – большой и, очевидно, привлекательный. И чтобы эффективно освоить его, надо четко понимать, какие именно криптовалюты останутся на плаву спустя долгие годы. Сейчас в мире их насчитывается тысячи разных видов. Если ошибиться, надежды и затраты на "майнинг" не только не принесут прибыли, но обернутся немалыми убытками.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация