Авторские материалы “Речи о том, что GPS на территории России перестанет работать, не идет. Это технически невозможно”
Персоны
Российским авиакомпаниям рекомендовали готовиться к полетам без GPS – американской глобальной навигационной спутниковой системы. Это связано с возможными сбоями в работе и глушением ее сигналов. В Росавиации предложили провести дополнительные занятия с пилотами на случай отказа GPS, а Роскосмос готов заменить американскую систему отечественной – ГЛОНАСС. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Рекомендация Росавиации появилась после предупреждения Европейского агентства по безопасности полетов о том, что в районе Калининградской области, вблизи стран бассейна Балтийского моря, в восточной части Финляндии, в Черном море, в районе Восточного Средиземноморья и северной части Ирака участились случаи глушения и возможной подмены сигналов GPS. По мнению европейского авиарегулятора, подобные сбои системы могут привести к отклонению самолетов от маршрутов и невозможности безопасной посадки. И хотя после 24 февраля российские авиакомпании не заметили никаких проблем в работе системы, в Росавиации решили минимизировать возможные риски и подготовиться к полетам без GPS-навигации, которую, по словам главного редактора портала AVIA.RU Network Романа Гусарова, отключить, например из США, невозможно.
ГУСАРОВ: Речь о том, что GPS на территории России перестанет работать, не идет. Это технически невозможно. Но в отдельных районах возможны сбои в корректности передачи данных этой системы.
В таких случаях экипажам воздушных судов рекомендовали сразу же ставить в известность авиадиспетчеров, а сами пилоты должны быть готовы взлетать и заходить на посадку без GPS-навигации, что для профессионалов не представляет никакой сложности, поскольку, по словам авиаэксперта Романа Гусарова, спутниковый GPS-сигнал лишь дублирует основные навигационные системы на земле и в самолете.
ГУСАРОВ: Основные системы не привязаны к спутниковым навигационным системам, и они позволяют выполнять навигацию с достаточной точностью. GPS здесь только как некий дополнительный уточняющий фактор.
В некоторых российских авиакомпаниях уточнили, что сигнал GPS иногда пропадал и раньше, причем роста количества таких инцидентов пока не наблюдается, но рекомендации Росавиации будут выполнены. И если есть даже минимальные риски, они должны быть исключены. Главное, что, по словам автоэксперта Романа Гусарова, пассажирам ничего не угрожает.
ГУСАРОВ: Абсолютно ничем пассажирам не угрожает даже полное отключение GPS. В гражданской авиации не опираются на спутниковую навигацию как на основную. Основные – это другие системы навигации (инерциальные бортовые).
Именно инерциальная система определения координат самолета и параметров его движения наиболее надежна, поскольку не требует присутствия каких-то внешних ориентиров или сигналов. Она абсолютно автономна и защищена от помех. А GPS лишь корректирует координаты и дублирует бортовую систему. Причем даже если США, которые управляют системой GPS, захотят ее отключить для России, то сделать это не получится, поскольку орбитальные спутники не могут игнорировать какие-то определенные страны и прекратить передавать туда сигналы.
Правда, можно отключить GPS-трекеры на самих самолетах и, как предлагает глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, заменить их на средства отечественной системы ГЛОНАСС, которая также сможет принимать навигационный сигнал и от 25 наших спутников, и от китайской орбитальной навигационной системы Beidou. В Минтранс и Росавиацию будут отправлены эти технические предложения. Ну а пока, как сообщили в крупных российских авиакомпаниях, пилоты уже прошли дополнительный инструктаж на случай возникновения сбоев в работе спутниковых систем навигации.