Авторские материалы "Государство Украина для меня умерло": пленники "Азовстали" рассказали об издевательствах со стороны нацистов
Персоны
Более 500 человек эвакуированы с территории завода "Азовсталь" и из Мариуполя. Об этом заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Украинские националисты под угрозой расстрела удерживали людей в подвалах и всеми способами препятствовали эвакуации. Вышедшие по гуманитарным коридорам рассказали о том, как им удалось спастись. Истории бывших пленников "Азовстали" – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Екатерины Косинец.
Путь на свободу для сотен мирных жителей 2 месяца оставался призрачной мечтой. В подвалах завода "Азовсталь" боевики насильно удерживали женщин, детей и стариков. Информацию об эвакуации от них тщательно скрывали. О том, что можно выйти на свободу, люди узнавали из обрывков радиоэфира, который иногда удавалось поймать.
"Света не было, никакой информации нет. Радио через раз работает. Они обрывают провода вот эти, которые мужички наши там делают, а утром встаём – уже оборвано. И опять делаем, чтобы узнать хоть какую-то информацию. Слышим, вчера был зелёный коридор. Вроде тихо. Думаем: "Может, это зелёный коридор?" Никто к нам не приходил, ничего не говорил"
Рассказ этой женщины прозвучал даже на испанском телевидении.
"Просто не выпускали. Они нас запугивали и говорили: "Если мы здесь поляжем, значит, и вы здесь с нами подохнете".
Правда, её слова дали без перевода. Диктор озвучил, что бойцы "Азова" (организация запрещена в России) выпустили часть гражданских, которые находились в подвалах завода. А как националисты на самом деле относились к своим заложникам, испаноязычная аудитория так и не узнала.
Телезрители сразу отметили, что на этом канале сюжеты выходят по несколько раз в течение дня. А материал с рассказом спасшейся с завода женщины вышел только в полдень, повторять его не стали. То есть не исключено, что само его появление в вёрстке – своего рода "диверсия" тех, кто пытается доносить до публики объективную информацию вопреки принятым на Западе шаблонам. Ведь европейская пресса утверждает, что бойцы националистских отрядов – большие филантропы, которые защищают мирное население от российской агрессии. Боевики, кажется, и сами иногда в это верят. По крайней мере когда убеждают мирных жителей не выходить. На самом деле – чтобы как можно дольше сохранять для себя возможность прикрываться живым щитом.
"Мы знали о коридорах. У нас было радио. Мы ловили волны и знали, что есть коридоры, мы не могли до них добраться. Нас не выпускали с завода. Нас держали в бункере и просто не выпускали с завода. Говорят: "Мы вас туда не выпустим, там нехорошие люди. Они вас сейчас расстреляют, туда вам нельзя". Ну и прикрывались – типа "мы же за вашу безопасность переживаем".
Некоторым узникам добавило решимости услышанное по радио интервью тех, кто смог выбраться самостоятельно. Людям приходилось выбираться тайком, через пробоины в стенах. О времени и месте выхода информации не было. Поэтому ориентировались только на слух: выстрелы стихли – значит, вероятно, где-то открылся коридор. Но националисты тщательно следили, чтобы никто не покинул территорию самовольно.
"Мы вышли и побежали. Мы никому ничего не говорили. Решили: как раз режим тишины, выходим! И только прошли метров 50, наверное, и они там со зданий с оружием: "Стоять! Куда вы собрались? У нас, – говорит, – и еда уже заканчивается. Я говорю: "У нас дети уже не выносят". А они: "А у нас что? Мы ради вас сюда пришли". Я говорю: "А что вы ради нас сюда пришли? Мы вас сюда не звали"
Запасы провизии, судя по всему, у националистов действительно на исходе. В Telegram-каналах распространяются кадры, на каторых азовцы едят консервы для собак. Из бункера боец "Азова" (запрещён в России) записывает видео, на котором предлагает обменять людей на еду. Боевики даже с "тарифом" уже определились: 15 мирным жителям позволят выйти на свободу за тонну продовольствия. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подсчитал, что одну человеческую жизнь боевики оценили в 66 килограммов 600 граммов продуктов. Он отметил, что это – типичное террористическое поведение.
В ООН до последнего отказывались верить, что Россия обеспечивает мирным гражданам возможность выйти с территории заблокированного завода. Лишь после того как Владимир Путин и глава МИД Сергей Лавров разъяснили Антониу Гутерришу, кто именно препятствует эвакуации людей, с украинской стороны начались первые подвижки к открытию зелёных коридоров.
Людям удалось выйти не сразу. Сначала на "Азовстали" были составлены списки тех, кому боевики согласились дать шанс на спасение. Но первые вышедшие по официальному гуманитарному коридору рассказывают, что выпустили их только с третьей попытки. А до этого ссылались то на действия мифической третьей стороны, то на "сигнал лично от президента России":
"Сказали, что всё уже – точно уедете. Сидим, ждём. Никого нет. Вообще никого. Час, два, три, четыре. Они явились аж в 5 вечера: "Всё, сейчас будет эвакуация". Мы говорим: "Чего не грузят людей?" – "Мы ждём подтверждения от Путина, что можно грузить людей в машину". Я думаю: "Блин, неужели это на таком уровне решается, что должен позвонить Путин и сказать: "Садитесь в машину"? Бред какой-то. В итоге мы простояли – дети, женщины, старики – наверху 2 часа. Они сказали: "Всё, время перемирия закончено, спускайтесь в бункер"
Спасённые рассказывают, во время неудавшихся попыток эвакуации боевики снимали их на камеру. Видимо, вместо того, чтобы отпустить людей, готовили отчёты.
В пунктах размещения вышедшим с территории завода людям предоставили еду и оказали первую медицинскую помощь. Теперь им предстоит отправиться в безопасное место. Его эвакуированные рассчитывают найти на территории России. В возможность спокойной мирной жизни при киевском режиме уже не верят.
"У нас семья решила единогласно: на Украину мы не поедем. Но если мы и решим вернуться, то только в Мариуполь, но не на Украину. Скажем так, государство Украина (а я – гражданка Украины) для меня умерло"
Сегодня Мариуполь полностью контролируют российские военные. В городе уже налаживается мирная жизнь: разбирают завалы, восстанавливают разрушенные здания, возобновляют работу магазины. Жители города ещё месяц назад боялись выйти из подвалов. Теперь улицы города пустеют только в 19:00, когда начинается комендантский час.
Остатки украинских формирований, проигнорировавших предложения сложить оружие и сохранить себе жизнь, по-прежнему заблокированы на территории завода.