Картинка

Авторские материалы ГОСТ для самокатов: каким критериям должны будут соответствовать средства индивидуальной мобильности

11 мая 2022, 14:09

Персоны

В России разрабатывают проект стандарта для электросамокатов, моноколёс и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Если ГОСТ примут, то все ввозимые в страну устройства должны будут ему соответствовать. Новый стандарт требует конструктивно ограничивать скорость и формулирует требования к устройствам. При этом юридический статус электросамокатов до сих пор не определён. С новыми стандартами ознакомился корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Единые стандарты для СИМ, в частности электросамокатов, разработали в Минпромторге, Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте при участии столичного Департамента транспорта. Основное требование касается максимальной скорости, которая не должна превышать 25 километров в час. Причем это ограничение должно быть установлено на конструктивном уровне еще на заводе-изготовителе. Электросамокаты с другими параметрами ввозить в Россию будет запрещено. Причем продавцы СИМ против этого не возражают, прекрасно зная, какую скорость может развить электросамокат.

ПРОДАВЕЦ: В основном модели, пользующиеся популярностью, – это те, которые покупают для детей, и они поддаются контролю через смартфон, и максимальная скорость, которую они развивают, – это 30 километров в час. Есть модели для взрослых людей – полноприводные. Они, конечно, могут развивать скорость вплоть до 100 километров в час, что достаточно серьезно и требует, конечно, какого-то урегулирования.

Также все электросамокаты должны иметь функцию автоматического замедления в пешеходных зонах и систему спутникового слежения, которую уже используют в компаниях по аренде СИМ. Согласно новым стандартам, все это будет распространяться и на частные устройства. Например, в парках самокаты должны автоматически замедляться и включать фару спереди и фонарь сзади. При этом все СИМ должны быть укомплектованы светоотражателями и маркировкой с названием производителя и основными параметрами устройства. Также ГОСТ регламентирует и габариты самоката – площадь противоскользящей поверхности должна быть не менее 150 квадратных сантиметров, а диаметр шин – не менее 125 миллиметров. По словам организатора движения городских самокатов Let's Kick Александра Нилова, главное требование по ограничению скорости на конструктивном уровне – вполне логично.

НИЛОВ: Да, предложения по ограничению скорости есть практически во всех странах, и заводские ограничения на максимальную скорость есть в большинстве самокатов. Это нормально.

Однако, по мнению экспертов, пока не определен юридический статус электросамокатов и других СИМ, разработка новых стандартов не даст нужного эффекта. Ведь, по словам Александра Нилова, в ПДД до сих пор нет даже понятия СИМ, водители которых формально рассматриваются как пешеходы.

НИЛОВ: Сейчас непонятно, как передвигаться на СИМ, но зато готовится ГОСТ, который серьезно ограничит ввоз электросамокатов и моноколес в РФ.

Также эксперты утверждают, что новые стандарты нуждаются в дополнительной проработке и участии в процессе самих пользователей СИМ. Например, замедление скорости и тяги мотора в пешеходных зонах фактически гарантирует падение с моноколеса, тогда как водитель электросамоката дискомфорта не почувствует. По словам организатора движения городских самокатов Let's Kick Александра Нилова, есть вопросы и к спутниковой системе слежения.

НИЛОВ: У шеринговых самокатов это осуществляется операторами шеринга, а вот кто будет заниматься контролем медленных зон, то есть хранением базы данных медленных зон для частных самокатов – вот это вопрос. Возможно, получится какая-то очередная государственная структура, которая будет заниматься администрированием этой базы данных, и, соответственно, к ней надо будет подсоединяться, а это ведет к большому количеству согласований.

И, наконец, главный вопрос, который в первую очередь волнует нынешних владельцев электросамокатов: а что будет с ними? Ведь большинство продающихся или уже приобретенных в последние 3 – 4 года СИМ не соответствуют новым параметрам, а их количество исчисляется тысячами. Впрочем, пока проект ГОСТа для СИМ еще согласовывается и дорабатывается. Причем сбор замечаний к новым стандартам продолжится до конца июня.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация