Нацвопрос Наш язык за пределами РФ: зачем учить русский в 2022 году?

25 июня 2022, 16:06

Персоны

Русский язык за пределами России. Значение Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка.

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. Ну, совсем недавно, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в Москве были подведены итоги Международного пушкинского конкурса для учителей русского языка. Этот знаменитый на весь мир конкурс прошел уже в 22-й раз. И, конечно, мы очень давно собирались на эту тему поговорить, и когда 20-й проходил конкурс, и 21-й. Но были разные обстоятельства, которые сильнее нас, например пандемические. Но все как-то вот удачно теперь сложилось, и у нас в студии сегодня создатель этого конкурса, автор идеи, заместитель главного редактора "Российской газеты" и член Совета при президенте по русскому языку Ядвига Брониславовна Юферова. Ядвига Брониславовна, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ЮФЕРОВА: Здравствуйте, Марат. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

САФАРОВ: Ядвига Брониславовна, 22-й уже раз учителя русского языка собрались со всего мира в Москве.

ЮФЕРОВА: Мы еще не собрались, мы соберемся.

САФАРОВ: Соберетесь, да? В сентябре, насколько я знаю, когда будет уже вручение.

ЮФЕРОВА: Да-да-да.

САФАРОВ: Но вы собирались около памятника Пушкину, когда объявляли итоги, когда подводились итоги этого конкурса. Год от года что-то меняется – география участников, темы?

ЮФЕРОВА: Вы знаете, да. Первый конкурс начинался легко и просто. Это был 2000-й год, мы собрали в редакции "Российской газеты" круглый стол. И было недоумение: как это великий и могучий язык может стать иностранным? Вы понимаете, журналистика производит, редко производит смыслы, редко занимается оргработой, но это был тот случай, когда мы просто после этого круглого стола решили непременно поддержать учителя русского языка, потому что он главный паромщик культур в нашем ближнем зарубежье. И тогда мы придумали (нам казалось на один год), проведем "Моя родина – русский язык". Значит, и когда мы впервые в Москве тогда встретили этих удивительных людей (а это был конкурс для учителей стран СНГ и Балтии), мы поняли, что этих людей нельзя оставлять. И вот уже 22-й год. Мы очень просто, такая у нас логистика, мы придумали тему творческого эссе. Они были у нас самые разные. Если вот сегодня, в этом году – "От языка Союза к языку мира: кто и зачем сегодня учит русский". Пандемия, которая не давала нам встретиться, "Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?" Очень мощный у нас такой (до 45-ти стран участвовало) "Автограф победы" – о войне и мире на уроках русского. Ну и так далее. Учить русский можно, модно, выгодно. Вы понимаете, мы не лингвистическая организация, мы не какое-то заведение. Мы – СМИ, для которого очень важно морально поддержать и в какой-то степени даже материально (материально – это занимается Правительство Москвы). Это небольшие деньги – 20 тысяч рублей, которые получают 50 лауреатов. Но праздник, который мы устраиваем в Москве, мы на День города приглашаем 50 победителей-лауреатов в Москву. Представляете, лучшие театры для них, лучшие экскурсии для них.

САФАРОВ: Музей Пушкина, получается.

ЮФЕРОВА: Ну, Музей Пушкина, да. И даже иногда там и Большой театр получается. вы знаете, вот это главное событие. Что менялось? Менялись реалии. Ну, в этом году нам было очень трудно, вы прекрасно понимаете, как и учитель русского языка. Когда русофобия становится политикой, представляете, как учителю русского языка приходить и говорить: дорогие дети (особенно в недружественных странах), мы сегодня начинаем урок русского. Поэтому что стало нам понятно за эти годы? От учителя русского сегодня нужен не только профессионализм, но и мужество. И вот эти наши уважаемые коллеги – учителя русского языка, они это очень здорово доказывают.

САФАРОВ: Да, я помню, в одном из интервью вы говорили применительно к одной из стран (ну, не будем ее называть, наверное, это такое уже расхожее явление), когда на страже вот государственного языка в этой стране стоит все государство, вся государственная машина.

ЮФЕРОВА: А на страже русского языка… Ну, допустим, Латвия. На страже латвийского языка стоит целое государство, на страже русского – я одна. Это многие учителя во многих странах сегодня могут сказать...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация