Нацвопрос "Работа этнолога и этнографа востребована во всём мире"
Персоны
Профессия этнографа сегодня. Проекты Российской академии наук по изучению народов России.
Ведущий – Марат Сафаров.
Гость – академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.
САФАРОВ: В эфире "Вестей ФМ", как всегда в это субботнее время, – программа "Нацвопрос". Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В студии – Марат Сафаров. И сегодня на прямой связи со студией у нас особый гость – академик-секретарь отделения историко-филологических наук Российской академии наук, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Александрович Тишков. Валерий Александрович, приветствуем вас на "Вестях ФМ".
ТИШКОВ: Да, здравствуйте. Я тоже всех приветствую. И спасибо за приглашение.
САФАРОВ: Спасибо, что откликнулись. Очень важная дата для всех, кто занимается историей, культурой народов, профессионалов, которые занимаются современной жизнью, повседневной жизнью народов, – это День этнографа. Может быть, он неофициальный, вы сейчас нас поправите, он отмечался в июле, 17 июля, приурочен ко дню рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Кстати, напомним, что Институт этнологии и антропологии РАН носит имя выдающегося русского ученого. Во-первых, поздравляем вас и в вашем лице всех коллег (пусть и с запозданием) с праздником. Но главный вопрос такой. Современный этнограф или этнолог – как правильно сказать, как правильно обозначить эту профессию?
ТИШКОВ: Сначала – о празднике. Это действительно такая установленная самими учеными-этнографами дата. Обычно в это время все как раз находятся в поле, то есть ведут полевые исследования этнографические – основу нашей дисциплины (об этом скажу попозднее). И вот эти "вести с полей" идут, обмениваемся, в том числе через нашу Ассоциацию этнологов и антропологов России. Это такой праздник неофициальный, но давно уже признанный и нами почитаемый. Должен сказать, что сейчас инициатива была сделать такой официальный праздник – День фольклора, единый день фольклора, что-то вот в этом духе, как раз тоже на эту же дату предполагалось. Мы дали заключение свое о целесообразности установить такой официальный уже, памятный такой день в календаре нашем, но посмотрим, как получится. Здесь есть некоторые тонкости, и некоторые этнографы говорят: нам не нужно терять свою самость и растворяться в фольклоре, это – более широкая сфера жизни и науки. Но посмотрим.
И то, что касается, кто мы есть, какова наша идентичность в научном мире, среди гуманитарных прежде всего наук. Хотя в мире есть разница между нашей отечественной традицией, российской научной и, скажем так, западной, я бы так сказал, и отчасти тоже и азиатской. Там наука называется, в Восточной Европе она называлась "этнология", а в Западной Европе и в таком евроатлантическом мире она называется "социально-культурная антропология". У нас она называлась в XIX веке и в начале XX, значительную часть XX века, "этнография" – наука о народах. Отсюда она вышла в 1845 году, когда было создано Русское императорское географическое общество, там сразу с самого начала возникла секция – этнографическая комиссия, именно этнографическая комиссия, которую мы воссоздали, которая сейчас существует при РГО нынешнем и которую я возглавляю. Но тем не менее, все-таки, мы и наш институт назывался Институтом этнографии, и ныне вот Миклухо-Маклая, но вот в 89-м, в 90-м году, когда я стал директором, я инициировал переименование нашего института, более такое, более широкий научный контекст, и наш институт называется Институт этнологии и антропологии. Под антропологией мы имеем в виду как социально-культурную, так и физическую антропологию, которой мы всегда занимались и занимаемся. Под этнологией мы имеем в виду, если хотите, этнографию. Но есть какая здесь разница и тонкость? Этнография – это вот как бы наша цеховая основа, это наш метод, этнографический метод, метод ученого наблюдения.
Полностью слушайте в аудиоверсии.