Картинка

Авторские материалы Авиакомпаниям разрешат чинить самолёты перестановкой запчастей

15 августа 2022, 16:25

Персоны

Минтранс разрабатывает поправки в российское законодательство, которые разрешат переставлять запчасти с одних самолетов на другие для поддержания их исправности. Документы могут принять уже в марте 2023 года. А еще через год Минпромторг рассчитывает разработать технологию по замене второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Перестановка компонентов с одних самолетов на другие для поддержания их исправности – широко применяемая мировая практика, а в условиях санкций для российских авиакомпаний она стала более актуальной. Однако такую перестановку запчастей ограничивают федеральные авиационные правила, которые пока не предусматривают возможности снятия исправного компонента и последующей установки его на другой самолет. Процедура, по словам экспертов, пока не урегулирована, хотя некоторые авиакомпании и раньше прибегали к такой практике, переставляя агрегаты на некоторое время, до получения новых или отремонтированных авиакомпонентов.

Официальных данных о том, что происходит в этой сфере сейчас нет, хотя, по неподтвержденным данным, снятие запчастей с некоторых самолетов началось еще в мае-июне, но не носит массового характера. Однако рано или поздно проблемы с запчастями у авиакомпаний будут возникать, поэтому Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась в Минтранс с просьбой узаконить процедуру перестановки авиакомпонентов с одних самолетов на другие еще в июне. По словам авиационного аналитика Дмитрия Адамидова, это логичный и ожидаемый шаг.

АДАМИДОВ: "Когда самолет простаивает, то ваши убытки гораздо больше, чем когда он летает или просто разобран. Если он простаивает, но его надо поддерживать в летной годности – это достаточно большие затраты. Поэтому основная мысль, которая приходит в голову авиаторам – пусть он лучше будет использоваться хоть как-то, чем он просто будет стоять и ржаветь".

Другими словами, если на двух судах одновременно зафиксировано по одному отказу различных компонентов и можно переставить исправный, то тогда один из двух самолетов поднимется в небо. При снятии детали на нее должен оформляться талон годности, проводиться ее анализ, компонент должен быть повторно оценен и протестирован после установки на другое судно. Также предлагается разрешить переставлять комплектующие между самолетами разных авиакомпаний. В этом случае будет оформляться целый ряд документов: сертификат соответствия на компонент при его предыдущей установке на самолет, отсутствие неисправностей при его эксплуатации, передача карты тестовых проверок при съеме компонента, отсутствие авиасобытий с этим судном и т.д. Время на урегулирование всех вопросов есть, поскольку, по словам авиаэксперта Ильи Шатилина, авиапарк в России молодой с большим сроком летной годности. Да и сами запчасти продолжают поступать. Перестановка авиакомпонентов – дополнительная мера.

ШАТИЛИН: "Смысл в том, что зачасти есть, просто они идут дольше. Никто не хочет терять рынок. Понятно, что по каким-то запчастям, возможно, есть дефицит, но в целом запчасти есть, все летает и в ближнесрочной и среднесрочной перспективе все должно летать, как летает сейчас".

В пресс-службе Минтранса подтвердили, что ведомство разрабатывает проекты нормативных правовых актов, в том числе направленных на регулирование вопросов поддержания летной годности гражданских воздушных судов. Ожидается, что они могут быть утверждены уже в марте 2023 года. А через год Минпромторг рассчитывает получить технологию по замене второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. Ведомство уже разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса на разработку такой технологии стоимостью почти 3 млрд рублей. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к экипажу, состоящему из одного человека. По мнению экспертов, идея о виртуальном пилоте не является чем-то фантастическим. Например, советский шаттл "Буран" взлетел и приземлился вообще без вмешательства человека. Пока же согласно международным правилам безопасности в кабине самолета должно находиться не менее двух человек.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация