Нацвопрос Главными учителями иранского кино были Тарковский и Параджанов

17 сентября 2022, 16:15

Персоны

Образ Персии в русской культуре. Современные российско-иранские культурные связи. Как Ирану удаётся продвигать свою культуру в мире?

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. И поговорим мы сегодня о современных российско-иранских культурных связях, об образе Персии в русской культуре, например, 19-го века. Ну и, вероятно, о том, как Ирану удается продвигать свою культуру в мире очень успешно. Вот после прозвучавших на весь мир фильмов таких мастеров, как Аббас Киаростами и особенно Асгар Фархади, наблюдалась (ну, на мой взгляд, наш гость сейчас, возможно, меня поправит) такая небольшая пауза фестивальных побед. И вот на церемонии закрытия 44-го Московского международного кинофестиваля стали известны победители: главный приз – "Золотого Георгия" – увез режиссер из Ирана Бехруз Шоайби, автор фильма "Без предварительной договоренности". Фильм прозвучал на кинофестивале, а иранская актриса Пега Ахангарани (видите, как я выучил все ударения иранских имен) удостоена приза "За лучшую женскую роль" в этой же картине. Надо вообще отметить, что и приз "Серебряный Георгий" за лучший короткометражный фильм так же получила иранская картина "Бриз". И совсем недавно, буквально несколько дней назад, Гран-при "За лучший полнометражный игровой фильм" 18-го Казанского международного фестиваля мусульманского кино так же получила иранская картина "Тихая слава". Вот это буквально новости последних двух недель, если так обозревать ретроспективно совсем недавние события. Это говорит о том, что иранские фильмы, возможно, даже и никуда и не уходили с фестивалей, а они вновь звучат на лучших киноплощадках.

И поговорим мы о современной культуре Ирана с Даниилом Огневым – главным библиотекарем Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки, и что для нас очень важно, профессиональным иранистом. Даниил, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

ОГНЕВ: Да, всем здравствуйте.

САФАРОВ: Даниил, прав ли я, что была какая-то фестивальная пауза? Возможно, это какая-то моя субъективная оценка. После таких громких призов, там, допустим, середины 2010-х годов, так скажем, некоторое время об Иране, об иранском кино было слышно поменьше. И вот опять новый взлет. Это новая волна в иранском кинематографе? Или вообще ничего не было, а он так вот линейно движется вперед?

ОГНЕВ: Да, возможно, у зрителей как-то вот такое возникло ощущение, может, усталости. Всегда же взгляд зрительский такой очень движимый, он постоянно мобильно переходит с одного на другое. Он обращает внимание на иранское кино и думает: вот оно сейчас блистает. А потом немножко забывает, да, переходит на другие, а потом снова возвращается. Ну, если нужно мое личное мнение, что все-таки иранское кино линейно двигалось, как вы правильно отметили. Потому что есть несколько крупных режиссеров, есть и школа такая вот уже собственная иранского кино. И на самом деле самое, что, я думаю, приятное, может быть, нам и с точки зрения ирано-российских связей культурных, да, иранское кино очень тесно связано с российским. Как сами иранцы говорят, что их главными учителями в кино были Тарковский и Параджанов. И это в кино, кстати, заметно, я думаю.

САФАРОВ: Я подумал: а ведь действительно такая замедленная, иногда на пять минут, а то и больше, какие-то невиданные для кинематографа кадры, эпизоды, это ведь отсылки действительно к Тарковскому, а такой визуальный ряд, почти фреска восточная – это Сергей Параджанов. Вот это ли, да, поспособствовало? Или еще и то, что иранские кинематографисты, несмотря на то, что, конечно, работают на национальном материале, часто затрагивают темы религиозные, темы, которые вроде бы касаются внутренней жизни Ирана, тем не менее они вот какой-то свой универсальный посыл миру показывают, то есть их действительно интересно смотреть людям разных национальностей.

ОГНЕВ: Это правда, да. Если даже смотреть на вот эти медленные кадры, да, по сути там просто может ничего не происходить, человек просто может медленно подходить к окну, зритель ощущает просто какое-то сильнейшее напряжение. И, конечно, многие совершенно картины иранские, они, с одной стороны, очень знакомы всем, потому что это зачастую совершенно простая история, история одной семьи, совершенно срез обычных городских жителей, у которых происходит совершенно знакомая для многих семейная драма или какая-то проблема, случается какое-то событие – это и развод, это ссора. Это совершенно простые и знакомые нам истории, которые на огромном пространстве, я думаю, от Тегерана до Москвы, так скажем, могут произойти...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация