Авторские материалы Мораторий на выплаты за лизинг иностранной техники: почему это сложно

20 октября 2022, 18:27

Персоны

Премьер-министр Михаил Мишустин дал распоряжение проработать вопрос о моратории на выплаты по лизингу иностранной техники после отказа компаний-производителей от ее обслуживания. Как это может отразиться на рынке, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Александр Ельшевский.

Западные компании ушли с рынка России и перестали проводить обслуживание и ремонт, а значит, теперь российские грузоперевозчики платят дважды: за лизинг техники и за сервис на стороне. Это создает дополнительное напряжение и увеличивает стоимость перевозок, а значит, сказывается и на конечной стоимости любых товаров на рынке.

Председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов заявил, что многие иностранные поставщики перестали выполнять свои обязательства по обслуживанию автомобилей, но все еще требуют оплату с российской стороны через аффилированные лизинговые компании.

ПАВЛОВ: Сложность в том, что эти лизинговые договоры продолжают действовать. И даже если перевозчики отказываются платить, то деньги взыскивают через приставов. Речь идет о десятках тысяч грузовиков у наших компаний.

По оценке Павлова, речь может идти о десятках миллиардов, которые платят каждый год за обслуживание и ремонт грузовой техники. Если говорить об авиации, то цифры будут еще большими. Аналитики утверждают, что лизинговые выплаты у авиакомпаний составляют до 30-40% всех затрат и в случае введения моратория речь пойдет о сумме в 350-400 миллиардов рублей в год. Разумеется, эти деньги могут быть чрезвычайно полезны авиакомпаниям в условиях нестабильности и наверняка скажутся на стоимости авиаперелетов.

Но председатель подкомитета по лизингу Торгово-промышленно палаты и председатель совета Некоммерческого партнерства "Лизинговый союз" Евгений Царев предупреждает, что такой мораторий может ударить, прежде всего, по российской экономике и нашим лизинговым компаниям.

ЦАРЁВ: Если не платить за технику, то это просто приведет к разорению лизинговых компаний, у которых в собственности находится эта техника. А если техника не имеет аналогов, то это еще и ударит по нашим производителям и создаст риски для экономики.

О сложности ситуации говорит и член Общественного совета при Минтрансе России, председатель "Союза пассажиров" Кирилл Янков. По его словам, если вводить мораторий исключительно для иностранных компаний из недружественных стран, то это не окажет существенного влияния на стоимость перевозок, потому что количество техники, взятой у иностранных лизинговых компаний, не столь велико.

ЯНКОВ: Когда с той стороны есть неправильные действия и мы отказываемся платить, то это кажется логичным. Но если отказался от своих обязательств производитель, а лизинговая компания ни от чего не отказывалась? Ситуация сложная. Есть риски обращения международных судов не в пользу нашего бизнеса. Если же мы откажемся исполнять решения западных судов, то и в других странах могут отказаться исполнять решения, принятые в пользу российского бизнеса.

Договор лизинга – это, по сути, договор покупки в рассрочку с возможностью вернуть технику. И в каждой сфере складывается разная ситуация, и мораторий может как помочь российским перевозчикам и стабилизировать или улучшить ситуацию с ценами, так и еще больше разбалансировать рынок. Вопрос требует всесторонней проработки и очень взвешенного подхода.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация