Хай-тек Крупнотоннажных судов с парусами что-то пока не видать...

2 ноября 2022, 07:40

Персоны

Рубрика "Хай-тек" Николая Гриньков на "Вестях ФМ".

Французская компания Michelin установила прототип складывающегося надувного паруса-крыла на коммерческое судно-контейнеровоз. Планируется протестировать парус площадью 100 квадратных метров в реальных условиях на судне, которое будет курсировать между английским портом Пулом и испанским Бильбао. Автоматизированная парусная система подходит для сухогрузов, газовозов и танкеров, она может быть установлена как на этапе строительства корабля, так и на уже эксплуатируемом судне. Система полностью автоматизирована и может складываться при прохождении под мостами и в портах. По оценкам специалистов, новая технология поможет снизить расход топлива на 20% за счет использования энергии ветра. А если установить паруса на всех торговых судах мира, это позволит сэкономить 1 триллион долларов к 2050 году.

Коллектив редакции нашей программы очень заинтересовался новостью и начал искать дополнительную информацию о проекте. Однако чем глубже мы погружались в тему, тем больше странностей обнаруживалось. Большинство ресурсов пишут, что компания Michelin установила парус на контейнеровоз, кое-где формулировка слегка отличается: "Michelin начинает установку паруса", а в некоторых изданиях и вовсе "планирует установить". Видеоролик, который прикреплен ко всем этим публикациям, демонстрирует очень красивые кадры: над контейнеровозом поднимаются две телескопические мачты, на каждой из которых закреплен белоснежный надувной парус с профилем авиационного крыла. Судно бодро бежит по волнам, паруса успешно противостоят бурям и складываются для прохода под мостами. Замечательный ролик, но все это – компьютерная графика. Мало того, на официальном сайте Michelin нет вообще никакого упоминания о парусах и кораблях. С трудом нам удалось выяснить, что проектом вот уже больше 5 лет занимается инновационное подразделение компании, примерно раз в год размещая в СМИ информацию о том, что технологию вот-вот начнут испытывать в реальных условиях.

В этом году надувной парус действительно вынесли из лабораторных стен, но выглядит он совсем не так впечатляюще, как на картинке. Парус пока не умеет складываться, а площадь его – всего 100 квадратных метров (то есть 10х10 метров), и существенного влияния на судно, грузоподъемность которого исчисляется десятками тысяч тонн, он не оказывает. Одним словом, до реального использования парусов на крупнотоннажных судах еще очень и очень далеко. А жаль, ведь это и вправду может принести существенную экономию. Правда, пока не очень понятно, сколько стоит изготовление и установка таких парусов, сколько дополнительной массы добавит кораблю такая конструкция, сколько полезной площади займут на палубе все ее механизмы – не получится ли, что расходы на это поглотят, а то и превысят всю экономию. Впрочем, инженеры наверняка все это учли. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация