Авторские материалы Водителей будут наказывать строже
Персоны
Новые штрафы и сроки привлечения к ответственности могут быть введены в будущем году. В этом законодатели и страховщики успели разработать много законопроектов, которые изменят жизнь автомобилистов, и рассмотреть их для утверждения смогут в 2023-м. Как будут расширять платные парковки, выравнивать скоростной режим на трассах и следить за здоровьем автомобилистов, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Александр Ельшевский.
Увеличением штрафа планируют бороться с водителями, которые ездят без страховки. Предлагается поднять штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО. Сейчас это – 800 рублей, если инициативу примут, то сумма возрастет до 5 тысяч. Таким образом штраф должен стать сравним по цене с полисом ОСАГО. Пока штраф можно оплатить со скидкой в течение 10 дней, и это выйдет всего 400 рублей. Сумма не менялась с момента принятия закона об ОСАГО.
Автоюрист Сергей Смирнов подтверждает, что все больше людей начинают ездить без ОСАГО. По его мнению, это происходит из-за тарифной политики и проблем с ремонтом и выплатами, и стимулировать людей к покупке ОСАГО стоит не только штрафами.
СМИРНОВ: Это оправдано, потому что наказание сейчас небольшое. Дело не только в сравнении со стоимостью полиса. Но и в последствиях, когда что-то случается, а страховки нет. Здесь речь можно вести об увеличении штрафа, но не только. Нужно улучшать условия ОСАГО, чтобы водители понимали, за что они платят.
Любителей громкой езды по ночам тоже планируют наказывать строже. В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме. Сейчас за нарушение тишины можно заплатить 500 рублей, и авторы законопроекта уверены, что это – очень мало. Кроме того, предлагается дать право субъектам Российской Федерации устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Если документ примут, у них будет возможность самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя; при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тысяч рублей. В Москве, к примеру, 5 тысяч рублей хотят сделать базовым тарифом, который будут умножать на разные коэффициенты, которые растут в зависимости от мощности мотора.
Еще одна инициатива – передавать результаты медицинского осмотра водителей в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения и в МВД. Это позволит оперативно узнавать о заболеваниях водителей, а не раз в 10 лет, в лучшем случае, при смене прав, как это происходит сейчас. Документ уже принят Госдумой в первом чтении. Юрист Алексей Дзюман считает, что своевременное извещение о сложностях со здоровьем водителей может уменьшить количество проблем на дорогах.
ДЗЮМАН: Эту инициативу можно оценить положительно, потому что есть много людей, которые даже не знают, что им нельзя ездить. Они принимают какие-то лекарства, и происходит происшествие с необратимыми последствиями. Либо их останавливает сотрудник ГИБДД, отправляет на освидетельствование, и выясняется, что человек находится в состоянии опьянения, а он только принимал таблетки. Это позволит предотвращать много правонарушений. Но нужно реформировать и всю систему выдачи справок.
Кроме того, в регионах может стать больше платных парковок. Рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться новыми методиками. Предлагается вводить платную парковку, если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от общего количества мест стоянки. Проще говоря, если большая часть улицы заставлена автомобилями, то скоро за парковку на ней придется заплатить. Исключение сделают для территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, больницы, поликлиники или школы. Вместе с этим предлагается строить больше парковок и снижать, насколько это возможно, количество машин во дворах и внутри кварталов.
Еще Минтранс готовит рекомендации по регулированию скоростного режима на дорогах, чтобы исчезли зоны, в которых после быстрого участка водителям приходилось резко тормозить, сбрасывая со 110 до 40 или 60. Провести полную инспекцию дорог и избавиться от таких опасных мест уже несколько лет хотят в ГИБДД. И это – один из первых шагов в этом направлении.