Авторские материалы "Золотая" помощь: во сколько Украине обойдётся военная техника Запада
Персоны
Украинские власти получают военную помощь от стран НАТО, Германия обещает предоставить свои основные танки Leopard 2 и разрешает их реэкспорт из других стран. Поставляются комплексы ПВО и другая техника. Франция, Великобритания и США подумывают о поставках аналогичного вооружения. А Киев между тем только увеличивает аппетит и хочет получить уже военные самолеты. Но современные боевые машины непросто использовать, они требуют обученных экипажей, квалифицированных техников и сложной инфраструктуры. Сколько будет стоить обучение и содержание машин западного образца – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.
Обученный летчик, как говорили еще в советских училищах, стоит, как постройка жилого дома. С учетом минимального налета и потраченного топлива, износа учебных машин и времени обучения. А техники и сопутствующая инфраструктура потянут уже на целый жилой квартал. С тех пор военная техника только усложнялась и требовала все более квалифицированных специалистов, от чего стоимость только увеличивалась.
Прежде всего, нужно понять, что обучение занимает время. Обучение одного танкиста в Америке занимает около полугода. Техника по различным системам, от наведения до связи, слежения за целями или банального кондиционирования, нужно обучать от полугода до 8-9 месяцев. Военный эксперт Владислав Шурыгин говорит, что, кроме экипажей, очень остро стоит вопрос техников и ремонта.
ШУРЫГИН: Танки требуют всей инфраструктуры, и здесь совершенно логично будет задать вопрос: а кто же их будет обслуживать? Это – задача инженеров, замена многих компонентов. И тогда в зону боевых действий придется гнать своих военных механиков и инженеров либо организовывать сложнейшую логистику по вывозу и ремонту танков. Так что это, конечно, вопрос открытый.
Ремонтника, который сможет снять "гусеницы" и выправить кувалдой какой-нибудь погнувшийся кусок танка, учат 3 месяца. Ну, а хороший командир танка, как говорят, учится всю жизнь.
Только траты на обучение одного танкиста или техника составляют от 50 до 200 тысяч долларов. Каждый выстрел, который сделают танкисты во время обучения, обойдется минимум в тысячу долларов. Кроме того, танк потребляет до полутонны горючего на 100 километров дороги. С учетом всего обучение только экипажа может обойтись в 5-7 миллионов долларов, а это – стоимость еще одного танка в пустой комплектации, без обилия электроники. Плюс техники и ремонтники. И ремонтная база, которую тоже хорошо бы построить. А еще нужно бы вспомнить о машинах поддержки и прочих сопутствующих танковозах, которые должны доставлять танки до места.
Если говорить о расходах в целом, то к этому стоит присовокупить стоимость содержания самого танка. Как любой машине, ему нужно постоянное техническое обслуживание. Депутат Национального собрания Франции Франсуа Корню-Жентий опубликовал статью в издании L'Opinion на основе отчета военных. Выяснилось, что во Франции основной танк Leclerc, который просто стоит и ни с кем не воюет, в год обходится оборонному ведомству почти в четверть миллиона евро. При этом процент боеготовности этих самых танков на конец 2016 года был в районе 61%. И по этим танкам никто не стрелял, они не ездили по пересеченной местности, прячась от беспилотников и артиллерии, не тонули в болотах и снегах, а стояли в теплых ангарах и ездили по полигонам во время редких учений.
В итоге можно с уверенностью сказать, что даже для ограниченного количества обещанных европейских танков нужно будет как минимум полгода времени на обучение и еще сотни миллионов в твердой валюте, прежде чем эти танки смогут хотя бы просто доехать до поля боя. Американские танки – еще дороже и сложнее, кроме того, везти их будет нужно из-за океана, и для быстрой починки в соседнюю страну отправить невозможно. Отсюда и заявления о том, что даже на передачу нескольких десятков танков Abrams может уйти до года.
С комплексами противовоздушной обороны ситуация обстоит аналогичным образом. Военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов говорит, что обучение персонала может занимать до полугода даже в случае людей, у которых уже есть опыт службы на советских комплексах ПВО.
КНУТОВ: Что касается комплексов Patriot, то для их обслуживания нужно порядка 70 человек личного состава. Обучить быстро, а это 6 месяцев, можно только тех, кто уже служил на комплексе С-300, хоть он имеет другую архитектуру и построение, чем американская система. И когда американцы говорят, что могут обучить за несколько месяцев, то они лукавят. Скорее всего, речь идет о том, что будут присутствовать инструкторы, которые будут руководить персоналом в первые месяцы после обучения и даже, возможно, нажимать на кнопки.
Все, что связанно с небом, – это дорого. Но военная авиация – это просто неприлично дорого. Для взлета нужно гораздо больше людей, чем даже для приведения в готовность одного комплекса Patriot. Стоимость подготовки одного пилота истребителя F-16, которых требует Зеленский, обходится больше чем в 5 с половиной миллионов долларов. На одну эскадрилью нужно 18 летчиков и около 50 техников. С учетом того, что один летный час истребителя обходится в 25 тысяч долларов, а подготовка полосы и оборудования – от 100 до 200 миллионов, общая стоимость эскадрильи запросто выходит уже в полмиллиарда долларов.
С учетом всей математики, можно смело предположить, что каждый образец будет повторять судьбу уже поставленной техники, которую не подпускают к линии фронта и реальным боевым ситуациям. Сейчас и Bayraktar в небе не видно, и Himars прячутся в тылу, подальше от российских беспилотников. А на передовой работают все те же старые советские пушки и реактивные системы.