Картинка

Нацвопрос Москва – продукт постоянной миграции

28 января 2023, 02:15

Персоны

Москва как многонациональный город. Что рассказывают средневековые источники о жизни разных народов в столице России и в чем актуальность этого опыта для современности?

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Нацвопрос". В студии – Марат Сафаров.

Москва – многонациональный город. Опыт жизни, укладов, взаимоотношений разноязыких народов нашей столицы всегда является примером для всего мира. Но ведь это не только достояние современности, а наши корни, традиция, причем многовековая традиция. Сегодня в "Нацвопросе" мы и поговорим об этой теме. Как наши постоянные радиослушатели знают, часто мы обращаемся к историческим сюжетам, но всегда они имеют актуальный смысл.

Наш гость в студии "Вестей ФМ" – Максим Владимирович Моисеев, кандидат исторических наук, заведующий сектором научно-просветительской работы Музея археологии Москвы, входящего в большой, всем хорошо известный музейный комплекс, музейное объединение "Музеи Москвы". Максим Владимирович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

МОИСЕЕВ: Добрый день.

САФАРОВ: Насколько средневековая Москва (начнем с такого прикладного сюжета, хотя он тоже очень важный) взаимодействовала с другими странами, и, соответственно, посольства этих стран, представители различных государств (например, восточных, но и не только) находились в Москве? Насколько вообще присутствие иностранца – человека, говорящего на другом языке, придерживавшегося другой культуры, в средневековой Москве было? Сразу же говорю, наши слушатели-историки или знатоки истории скажут: ну как средневековье, надо как-то обозначить период. Если в общем и целом начни.

МОИСЕЕВ: Если в общем и целом говорить, то Москва как город – это вообще продукт постоянных миграций. Но значительную часть того, что мы с вами называем классическим средневековьем, то это в основном все-таки миграция представителей одного и того же этноса, но просто с разных территорий. А вот уже с XV века роль Москвы резко меняется: она превращается в город, у нее появляется столичный характер, это уже постепенно растущий мегаполис. И этот город начинает соответствовать претензиям великих князей. И как результат – в Москве появляется довольно большое количество иностранцев. Документально мы их очень хорошо прослеживаем с конца XV века. И если говорить о волнах, то, конечно, мы можем выделить юго-славянскую волну (это когда прибывает довольно большое количество представителей с Балканского полуострова). Это в основном духовенство, клир, иконописцы, и часть аристократии тоже перебирается в Московское государство. А с падением Константинополя усиливается эмиграция в Московское государство и представителей поздней византийской знати. И, конечно же, в Москве присутствуют наиболее близкие иностранцы на тот момент – представители татарских государств: Казанского ханства, Большой Орды, Крымского ханства. Поэтому как бы иностранец в Москве не был неведанным чудом, то есть это был постоянный фон московской жизни.

САФАРОВ: Все, знающие топонимику нашего столичного города, осведомлены, что есть у нас Толмачевские переулки, и не один. Толмачи. А ведь в ваших работах, в том числе в диссертационной работе, очень подробно рассмотрено, что не только толмачами определялся класс переводчиков. Вот эти люди, которые служили по сути посредниками между Русью и Востоком и Западом: кто были эти люди, как они жили, что мы вообще о них можем узнать сейчас?

МОИСЕЕВ: К сожалению, вот как раз период до XVII века русской истории и в значительной степени московской истории довольно слабо обеспечен документами.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Нацвопрос. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация