Хай-тек Асфальт солёный круглый год
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Исследователи из нескольких китайских университетов предложили включать антиобледенитель в состав асфальта. Ученые соединили ацетат натрия с диоксидом кремния, бикарбонатом натрия и доменным шлаком — отходом металлургической промышленности. В результате получился мелкий порошок, частицы покрыли полимером. После этого команда заменила часть минерального наполнителя в асфальтовой смеси полученными микрокапсулами. В первых экспериментах на брусчатке, изготовленной с новой добавкой, лед таял, пока температура не опустилась до -21 градуса по Цельсию. Исследователи подсчитали, что слой антиобледенительного асфальта толщиной 5 см растапливает образовавшийся лед в течение 5-7 минут. При этом такое покрытие сможет работать непрерывно целых 8 лет. Испытания асфальта на реальной автомагистрали показали, что лед действительно тает. Поскольку основная доля добавки — это шлак, а срок работы смеси измеряется годами, авторы считают, что их решение можно применять на городских дорогах.
Коллектив редакции нашей программы ежегодно наблюдает на дорогах месиво из реагентов и нерастаявшего снега. И мы никак не можем решить, что нас больше раздражает: нечищеные дороги или способы, которыми городские власти справляются с оледенением асфальта. Не убирать совсем – повышается вероятность аварий, снижается скорость потока, создаются пробки. Чистить снегоуборочными машинами – надолго снижается пропускная способность дорог, создаются пробки. Посыпать реагентами – появляется грязная каша, страдает экология, коррозия разъедает агрегаты машин, создаются пробки. В этом случае – непонятно, как именно, но они все равно всегда создаются.
Очищать автотрассы, несомненно, необходимо, но как это сделать с минимальными затратами, эффективно, без экологического вреда и вездесущих пробок – непонятно. Китайские химики утверждают, что изобрели такой способ – дорожное полотно годами само по себе станет выделять немного соли, и от этого на нем не будет появляться наледь. Конечно, это опять реагенты, но, во-первых, их существенно меньше, а во-вторых, они работают постоянно, не дожидаясь, пока по участку пройдет специализированная техника.
И вот тут у нас опять появляются сомнения: раз новый асфальт сам по себе постоянно производит антиобледенитель, значит, этот процесс идет и зимой, и летом. Летом, возможно, еще активнее – просто потому что температура окружающей среды выше. Хорошо ли для экологии, если асфальт будет соленым круглый год, мы не знаем. Надеемся, что авторы идеи изучили и этот аспект. Хотя…