Хай-тек Если бетон сжимается, зачем он тогда нужен?

28 марта 2023, 09:04

Персоны

Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".

Инженеры из Университета Питтсбурга разработали бетон, способный вырабатывать электричество. Новый материал может сжиматься до 15%, не теряя при этом структурной целостности и вырабатывая до 330 мкВт энергии. Бетон содержит в себе полимерные решетки и графитовый порошок. Эти материалы электризуются при механическом воздействии. Правда, получаемый таким образом ток слишком мал, чтобы, например, передавать его в городскую сеть, но его может оказаться достаточно для работы микродатчиков, предназначенных для мониторинга целостности конструкции, например, при землетрясении. В перспективе эта технология позволит, например, вырабатывать энергию для чипов, встроенных в автомагистрали, чтобы взаимодействовать с беспилотными автомобилями. Правда, сначала нужно придумать, как защитить "бетонный генератор" от влажности и колебаний температуры.

Коллектив редакции нашей программы, как всегда, чего-то не понимает. Мы помним, что одно из главных качеств бетона – это прочность. Самые высокие показатели у бетонных конструкций – это прочность на сжатие, именно по этой причине сооружения проектируют так, чтобы на бетонные элементы приходились в основном сжимающие нагрузки. Новая же разработка делает все наоборот: придает материалу способность сжиматься до 15%. То есть 100-метровый небоскреб, построенный из такого бетона, сожмется под собственным весом на 15 метров, и что при этом произойдет с коммуникациями, отделкой, остеклением и так далее – не очень понятно. Мало того, на этом сжатие прекратится, достигнув предельной точки, а значит, никакой энергии из полимерных решеток и графитового порошка добыть не получится. То есть строить здания из такого бетона бессмысленно. Но и с дорогами тоже есть вопросы. Бетонные автострады тоже ценятся за прочность: автомобиль тратит на передвижение по ним меньше энергии (и топлива), именно потому что их покрытие не деформируется. Вот почему бетонные дороги так популярны во многих странах: хотя укладывать их дороже, но служат они дольше (тоже за счет прочности), а также экономят топливо, снижают выбросы и берегут экологию. Сжимаемый бетон сведет на нет все эти преимущества.

Конечно, у нас в редакции нет дипломированных строительных инженеров, но нам кажется, что и в Университете Питтсбурга, предложившем разработку, их тоже нет. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация