Нацвопрос Арабы-христиане и пасхальные традиции Востока
Персоны
Современное христианство в арабском мире. Общественно-политическая активность арабов-христиан и их связи с Россией. Пасхальные традиции на Востоке обсуждают Марат Сафаров и Григорий Лукьянов.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Нацвопрос". В студии – Марат Сафаров.
В преддверии Пасхи перенесемся на Восток (например, на Ближний Восток) и поговорим о христианском мире, наследии и о современной жизни арабов-христиан (как выяснится, я думаю, что и не только арабов), об их положении, общественно-политической активности и, конечно, о связях с Россией. Вспомним и о святынях христианского мира, находящихся на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье.
Повод у нас благодатный, и гость нашей студии – один из ведущих и наиболее известных российских арабистов, научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, эксперт клуба "Валдай" Григорий Лукьянов. Григорий Валерьевич, приветствуем вас в студии "Вестей ФМ".
ЛУКЬЯНОВ: Здравствуйте, Марат Абясович. Здравствуйте, уважаемые слушатели.
САФАРОВ: Григорий Валерьевич, я думаю, что начнем мы с воображаемой карты, виртуальной, представим карту расселения христиан в арабском мире. В каких странах заметны христианские общины на Востоке?
ЛУКЬЯНОВ: Я думаю, не многим нашим слушателям будет легко представить всё многообразие карты Ближнего Востока или Большого Ближнего Востока, который включает в себя и часть Западной Азии, и часть Африки (Северной Африки, как мы с вами недавно говорили в одной из наших передач). Поэтому я буду какие-то вещи упрощать максимально.
Если вспомнить Ближний Восток – это колыбель трех мировых монотеистических религий, включая, помимо христианства, ислам и иудаизм. И на протяжении более чем полутора тысячелетий эти разные религии между собой уживаются на Ближнем Востоке. Не без конфликтов, не без войн. Именно на Ближнем Востоке мы имели, скажем так, опыт наблюдать различные религиозные войны. Сегодня, в XXI веке, мы тоже наблюдаем межконфессиональные конфликты. И все это является во многом продуктом многообразия конфессий, многообразия этнических групп, которые проживают в регионе. И касаясь государств, мы тоже можем два с лишним десятка арабских государств региона, а также не арабских государств, поделить на две условные группы. Первая группа – это страны, на территории которых христианские общины проживают многие века. Их история уходит еще в историю зарождения христианства, и первые христианские общины были здесь, на Ближнем Востоке, в Африке – на территории современной Эфиопии. И это древнейшие христианские общины вообще на Земном шаре.
С другой стороны, у нас есть государства, где заметное по численности и по месту в составе населения христианская община появилась сравнительно недавно благодаря процессам глобализации. Это такие государства, известные нам страны Залива – Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Эти государства и вовсе были не слишком-то густо заселены еще 100 лет назад, но сегодня они играют значимую роль не только в региональной, но и глобальной экономике, привлекают к себе огромное количество мигрантов, которые прибывают сюда с целью туризма, образования, а также заработка. И в последние два-три десятилетия очень значимую часть этих мигрантов составляют мигранты с Востока: с территории Индии, стран Южной и Юго-Восточной Азии, среди которых не последнее место занимает такое государство, как Филиппины. Филиппины до начала XX века (практически до конца XIX – начала XX века) были колонией Испании. И это была одна из последних колоний Испании не только в Азии, а вообще в мире. И за многие века пребывания под сенью испанской короны и католической церкви эта страна была сильно христианизирована, и это наследие сохраняется до сих пор. Соответственно, мигранты, прибывающие на заработки в страны Залива, принесли с собой христианскую культуру, христианскую веру, от которой они не отказываются.
Полностью слушайте в аудиоверсии!