Авторские материалы Не предвидела, что напьётся: наказание для хозяйки попавшей в пьяное ДТП машины отменено
Персоны
Владельца машины следует лишать прав за передачу автомобиля пьяному водителю только в случае, если этот водитель был нетрезв в сам момент передачи. И этот факт должен был доказан. Верховный суд пояснил, как следует разбирать подобные дела. О презумпциях виновности и невиновности – обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Закон гласит: "Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет". Казалась бы, эта статья Административного кодекса – конкретна. Но на практике возникают вопросы.
В Верховный суд обратилась женщина, которую суды низших инстанций лишили прав на полтора года и оштрафовали на 30 тысяч рублей за то, что она не смогла предвидеть поведения ее сожителя. Женщина – владелец машины – утром уехала на такси на работу. Ее спутник, остававшийся дома, напился, взял ключи от автомобиля (они висели на вешалке) и сел за руль. После этого он попал в ДТП. Женщина вернулась домой вечером, а ночью в квартиру пришли сотрудники полиции с сообщением о пьяной аварии.
Дело ушло в суд. Женщина пыталась доказать, что она не совершала никакого правонарушения. Но суды придерживались другой точки зрения. Женщину обвинили в том, что она не приняла всех мер для того, чтобы ее сожитель не сел за руль. Ведь она должна была предвидеть, что мужчина напьется.
С такими доводами не согласился Верховный суд. Он обратил внимание нижестоящих инстанций, что правонарушением является передача управления транспортным средством водителю, уже находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И этот факт (то есть факт передачи ключей от машины пьяному человеку) должен быть доказан. Иными словами, здесь действует презумпция невиновности владельца машины, а не презумпция виновности, как неверно посчитали нижестоящие суды, поясняет адвокат Сергей Радько.
РАДЬКО: В данном случае суды исходили из презумпции виновности, которая для таких дел не предусмотрена. Здесь действует презумпция невиновности, и суды должны были исходить из прямого толкования закона. Наказание предусмотрено за передачу машины лицу в состоянии алкогольного опьянения. Причем владелец машины должен осознавать, что он передает управление лицу в состоянии опьянения. В иных случаях это все основано только на предположениях: возможно, кто-то сядет за руль, а возможно, не сядет. На таких предположениях судебное решение основано быть не может. Должно быть четко доказано, что в момент передачи ключей владелец прекрасно понимал, что это лицо находится в состоянии опьянения.
Сейчас для передачи управления автомобилем не требуется оформления доверенностей. Многие даже продают машины, просто передавая ключи и свидетельство о регистрации транспортного средства. Если следовать логике судов, лишивших женщину прав, все такие владельцы машин должны отвечать за действия тех, кому они передали автомобиль. Причем неважно, сколько времени прошло с того момента, – продолжает Сергей Радько.
РАДЬКО: Согласно логике нижестоящих судов, наказывать можно. Но по логике закона и Верховного суда наказывать нельзя. Потому что в законе четко сказано: "передача автомобиля лицу, находящемуся в состоянии опьянения". А здесь передача автомобиля была лицу не в состоянии опьянения, а то, что он потом достиг этого состояния, через час или через неделю, значения не имеет. Сама суть правонарушения состоит в том, что владелец машины прекрасно понимает, что лицо, которое он допускает к управлению, находится в состоянии опьянения. Если он отдает ключи трезвому, тот факт, что он потом напился, не образует состава правонарушения со стороны того, кто передал, потому что он передавал трезвому.
Но подобные случаи бывают нередко. Особенно если речь идет о ДТП. Тогда сразу же возникает вопрос о владельце автомобиля.
Верховный суд отменил все предыдущие решения и отправил дело на новое рассмотрение. Теперь в районном суде должны будут доказать, что женщина передала ключи сожителю, когда он был пьян. На практике сделать это будет трудно. Если, конечно, женщина и ее спутник не сознаются сами. Поэтому, скорее, с женщины снимут обвинения.
Это не гарантирует, что в других случаях суды начнут рассматривать похожие дела, исходя из презумпции невиновности владельца машины. Ведь в России – не прецедентное право. Хотя, естественно, владельцам автомобилей станет легче защищаться. Районные судьи наверняка будут оглядываться на нынешний вердикт Верховного суда.