Авторские материалы Кто наехал – неизвестно, штраф заплатит "принципал"

17 мая 2023, 15:55

Персоны

Сервис проката электросамокатов должен выплатить 350 тысяч рублей девочке, которую сбил пользователь кикшеринга. Такое решение принял Омский суд. Компания проката попыталась оспорить вердикт. Ответчик утверждал: доказательств, что наехавший на ребёнка самокат принадлежит сервису, недостаточно. При этом найти самого виновника наезда практически невозможно, утверждают эксперты. Подробности – у корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.

В одном из омских скверов девочка оказалась на пути мчащего на электросамокате мужчины. После столкновения ребёнок оказался в больнице с тяжёлыми травмами. А тот, кто управлял средством индивидуальной мобильности, укатил в неизвестном направлении. Он, кстати, в решении суда обозначен как "неизвестный". О том, что самокат, на котором ехал нарушитель, принадлежал кикшеринговой компании, знают со слов пострадавшей. С этой компании мама девочки и стала требовать компенсацию морального вреда. Женщина обратилась в суд с иском на сумму 500 тысяч рублей. Омский суд удовлетворил иск лишь частично и обязал сервис Whoosh выплатить пострадавшей 350 тысяч рублей.

Компания проката, судя по всему, не смогла установить, кто из многочисленных пользователей сбил ребёнка в сквере, чтобы предъявить регрессные требования. Но это и неудивительно: для того, чтобы зарегистрироваться в Whoosh, требуется только ввести имя и номер телефона, на который придёт подтверждение. Единственное, что хоть как-то может помочь установить личность пользователя, это платёжные данные. Но и это не гарантирует, что арендатор самоката для оплаты поездок привязал свою карту. Выяснить, кто именно управляет арендованными самокатами, практически невозможно, говорит автоюрист, адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: Все сервисы аренды – они действуют только в электронной форме. Никаких бумажных документов не подписывается. И иногда у судов возникают нарекания к договору аренды. Они утверждают, что договор аренды, его реальное исполнение ничем не подтверждено. А потому, соответственно, вся ответственность ложится на титульного собственника. Это уже другая проблема, потому что та же аренда автомобилей – каршеринг, та же аренда самокатов – кикшеринг, она вся электронная, никаких письменных документов нет. И иногда компаниям в этом случае трудно доказать, кто был за рулём в случае, если виновник скрылся.

И когда арендованный самокат кого-то сбивает или царапает чужое авто, по аналогии с автомобилистами, платит собственник. В данном случае собственник – кикшеринговый сервис – попытался оспорить решение суда. По мнению компании, истец не доказал, что на девочку наехали именно на самокате из проката. Но у суда, судя по всему, данных было достаточно. Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда апелляционную жалобу не удовлетворила.

Средства индивидуальной мобильности появились в Правилах дорожного движения только в марте этого года, когда вступили в силу поправки. Происшествие в Омске случилось в июне прошлого года. Но это не значит, что до вступления в силу поправок причинение вреда с участием электросамоката должно квалифицироваться иначе, уточняет Сергей Радько.

РАДЬКО: Электросамокат и год назад тоже был средством повышенной опасности. Несмотря на то, что он не был отдельно поименован в ПДД, тем не менее это было транспортное средство, которое предназначено для перевозки людей. То есть это транспортное средство, которое оборудовано двигателем, которое управляется водителем. И, соответственно, несмотря на то, что год назад в ПДД это чётко не было прописано, но фактически это было именно так. То, что суд рассмотрел иск именно так, тут ничего нет удивительного.

Последствия столкновения пешехода с СИМ могут быть самыми серьёзными. В начале мая в Югре 5-летний мальчик попал под колёса электросамоката, которым управлял подросток. Ребёнок получил перелом черепа. Врачам удалось его спасти. Ранее в московском парке водитель электросамоката сбил 76-летнего пенсионера. В результате тот получил многочисленные переломы, в том числе закрытую черепно-мозговую травму.

Ранее сенаторы предлагали увеличить штрафы за нарушение ПДД на электросамокатах как минимум в 10 раз. Сегодня такие нарушители должны заплатить 1,5 тысячи рублей. Сервисам аренды электросамокатов предлагали на программном уровне принудительно снижать скорость устройств в жилых зонах. А в начале мая Следственный комитет предложил сделать это требование обязательным. Также глава ведомства Александр Бастрыкин поддержал сенаторов, призывающих убрать электросамокаты с городских улиц и оставить возможность кататься с маломощным электромотором только в парках, скверах и частных поселках.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация