Наша Арктика Куда ни поедешь на Таймыре, до любого места далеко

21 мая 2023, 21:35

Персоны

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наша Арктика". В студии Марат Сафаров.

Мы часто в нашем проекте упоминаем Таймыр. И вот сегодня есть такая возможность поговорить об этом крупнейшем полуострове нашей страны, поговорить особо, с гостями, которые ведут там исследования. У нас в студии молодые этнографы, научные сотрудники отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии Российской академии наук. А сразу напомним нашим постоянным радиослушателям, что это друг наших разных программ, Институт этнологии. Очень часто исследователи разных поколений, которые представляют этот академический институт, бывают у нас в эфире. Сегодня у нас Мария Мочалова и Александр Басов. Приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

БАСОВ: Здравствуйте, Марат.

САФАРОВ: Таймыр. Таймыр как полуостров. О нем все мы знаем по урокам географии, можем как-то его найти на карте, определить его. Но все-таки, как он к вам в жизнь (я так понимаю, москвичей, исследователей) пришел, и какие были первые ваши впечатления от поездки на Таймыр. Маша?

МОЧАЛОВА: Я училась в аспирантуре в институте, и мой научный руководитель Дмитрий Анатольевич Функ предложил поработать с коллегами в экспедиции. Я была в шоке от такой возможности, как бы я занималась другими регионами России, вот. А в итоге согласилась, и вот так он пришел. А теперь диссертацию я тоже пишу про Таймыр.

САФАРОВ: Но для этого надо было поехать первый раз на Таймыр.

МОЧАЛОВА: Конечно.

САФАРОВ: Каким образом это путешествие было организовано, сугубо транспортно, логистически?

МОЧАЛОВА: Все стандартно, я думаю, самолетом, только так туда попасть. Причем, не на сам Таймыр, не в Дудинку, а в Норильск. И уже оттуда, из аэропорта Алыкель можно добраться на автобусе или на машине по дороге до Дудинки. Да, и Саша, наверное, добавит что-то.

БАСОВ: Поезда и автомобили туда не ходят, но есть пароход. Но это достаточно долгий, хотя и красивый способ туда добраться из Красноярска по Енисею. Мы проводили исследования, и мы летели туда достаточно в сжатые сроки – на несколько недель и зимой, в конце января, в начале февраля – в такие самые суровые времена. И при этом у нас получилось достаточно обширное… Ну, поскольку и Таймыр и сам достаточно обширный, поэтому, если вам куда-то нужно добраться, то это всегда достаточно далеко, откуда бы вы на Таймыре ни начали.

САФАРОВ: Но все-таки можно определить Дудинку как центр в транспортном смысле, если человек (мы сейчас не говорим о туристе, а говорим скорее об исследователе), который приезжает на Таймыр?

БАСОВ: Безусловно. И для туриста, и для кого угодно Дудинка будет таким транспортным хабом, и для "Норникеля" в том числе. Потому что это порт, это ворота. И Маша такое неслучайное сделала различение между Норильском и Таймыром. Это такое исторически сложившееся, несмотря на то, что географически Норильск, безусловно, часть Таймыра, в такой центральной части, но административно это другой субъект.

САФАРОВ: Красноярский край.

БАСОВ: Отдельно существует, отдельно подчиняется Красноярскому краю Норильск, и отдельно ему подчиняется Таймыр. И центр Таймыра – это Дудинка.

САФАРОВ: Вот, определились с этим. Но исследователи, этнографы сезоны не выбирают, едут, когда необходимо. А все-таки, если нас слышат люди, которые захотят, так скажем, в туристический сезон посетить Таймыр, вообще есть какая-либо возможность ну хотя бы такого мягкого климата на Таймыре, застать его, когда человеку вот такой лайт-режим все-таки может быть обеспечен?

МОЧАЛОВА: Ну, мне кажется, мы все-таки успели с Сашей попасть в этот лайт-режим, это было в конце лета – август-сентябрь. Было достаточно тепло, хотя начались дожди потом, и уже резко холодало. Но главное, что, насколько я понимаю, уже не было такой мошки, потому что это еще один из бичей тундры. И поэтому – да, наверное, это время...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Наша Арктика. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация